Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

Актуальная информация

Назад

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова, по пункту повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Проверка и мониторинг в Иране в свете резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Управляющего от Российской Федерации,
Постоянного представителя Российской Федерации
при международных организациях в Вене М.И.Ульянова,
по пункту повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ
«Проверка и мониторинг в Иране
в свете резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН»

 

 

Вена, 4 марта 2021 года

 

      Уважаемая г-жа Председатель,

      Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотелось бы выразить глубокое удовлетворение тем, что в ходе обсуждения в Совете управляющих иранской проблематики нам удалось избежать неконтролируемой эскалации, грозившей вылиться в серьезнейший международных кризис. Признательны всем коллегам по Совету, которые либо сразу, либо по ходу развития дискуссии, сделали выбор в пользу дипломатии.

Что же касается проверки и мониторинга в Иране, хотим подтвердить тот очевидный факт, что соответствующая деятельность МАГАТЭ имеет исключительно важное значение, отвечает интересам всех и пользуется всемерной поддержкой со стороны Российской Федерации. Безусловно, нас, как и большинство коллег, беспокоит то, что Иран отклоняется от требований СВПД. Россия последовательно выступает за возвращение полноценной реализации всех элементов этой договоренности всеми ее странами. С сожалением восприняли информацию о том, что Иран с 23 февраля прекратил применение добровольных мер транспарентности по СВПД, включая Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях. Это, действительно, важнейший инструмент в проверочном арсенале Агентства, без которого подтверждение исключительно мирного характера иранской ядерной программы будет невозможно. Именно согласие Тегерана пойти на применение Дополнительного протокола во многом позволило добиться заключения ядерной сделки в 2015 году.

Тем не менее, оценивая нынешнюю ситуацию, нужно иметь в виду два обстоятельства. Первопричиной этих действий Ирана стало решение предыдущей Администрации США о выходе из СВПД и в особенности последовавшая за этим политика «максимального давления». Эта политика на сегодняшний день продолжает оставаться в силе. Хотя, как мы понимаем, Вашингтон вполне определенно обозначил свою готовность вернуться к выполнению своих обязательств по СВПД и соблюдению резолюции 2231 СБ ООН. Мы такие перемены в линии США, безусловно, приветствуем.

Второе обстоятельство, о котором не следует забывать, заключается в том, что предпринятые Тегераном шаги осуществлены во исполнение национального законодательства. Это новая объективная реальность, которую нельзя игнорировать.

Имеется ли возможность вернуться к полноценной проверке и мониторингу в Иране? Безусловно, такая возможность есть. Но она связана не с гипотетическим принятием очередной резолюции СУ МАГАТЭ, а с реальной политикой и реальной дипломатией. Тегеран неоднократно подтверждал, что предпринятые им шаги являются полностью обратимыми. Для того, чтобы это стало реальностью, необходимы серьезные дипломатические усилия, деловой и прагматичный подход к решению существующих проблем.

Ярким подтверждением того, что при таком подходе существующие трудности преодолимы, стали результаты недавнего успешного визита Генерального директора МАГАТЭ г-на Р.Гросси в Тегеран. Прямой диалог позволил Агентству и его иранским партнерам достичь исключительно важных технических взаимопониманий по модальностям проверок и мониторинга в Иране в условиях приостановки действия Дополнительного протокола. Отдаем должное смелости и профессионализму Генерального директора. Выражаем также признательность иранской стороне за встречный гибкий и конструктивный подход. Это наглядно демонстрирует, что Иран и Агентство способны достигать весьма значимых результатов посредством деполитизированного поиска взаимоприемлемых решений, особенно когда это происходит без давления извне. Опыт подсказывает, что вмешательство со стороны Совета управляющих может быть оправданным только в самых крайних случаях, и этим не следует злоупотреблять.

Мы с удовлетворением отмечаем, что достигнутые 21 февраля взаимопонимания, по оценке МАГАТЭ, способны обеспечить осуществление верификационных мероприятий в Иране на достаточном уровне, без системных пробелов, сбоев и потери динамики. Тем самым на ближайшие три месяца создана необходимая возможность для политических усилий по восстановлению СВПД.

Перспективность и продуктивность двустороннего диалога между Агентством и Ираном с целью решения возникающих проблем подтверждает и самое последнее развитие событий. Мы приветствуем как вчерашнее предложение Генерального директора о проведении в апреле экспертной встречи, так и оперативную позитивную реакцию со стороны Тегерана.

Искренне желаем Генеральному директору, сотрудникам Департамента гарантий Агентства и, конечно же, нашим иранским коллегам успешной совместной работы.

Одновременно нужно максимально использовать дипломатические каналы для скорейшего полного выполнения СВПД всеми странами. Это касается не только насущной задачи отмены антииранских санкций, но и возвращения к полноценной проверке и мониторингу в Иране в свете резолюции 2231 СБ ООН, включая возобновление применения Дополнительного протокола. Убеждены, что при наличии политической воли эти цели вполне достижимы. Россия, со своей стороны, готова энергично работать в этом направлении в тесном взаимодействии с другими участниками СВПД и США.