Перейти к содержимому

Актуальная информация

Назад

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п.5 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Передача ядерных материалов в контексте AUKUS и применение к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО» (Вена, 26 ноября 2021 года)

Выступление Управляющего от Российской Федерации,

Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п.5 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ

«Передача ядерных материалов в контексте AUKUS и
применение к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО»

(Вена, 26 ноября 2021 года)

 

      Уважаемый господин Председатель,

Признательны нашим китайским друзьям за инициативу о включении в повестку дня текущей сессии Совета управляющих отдельного пункта о передаче ядерных материалов в рамках AUKUS и применении к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО. Считаем, что глубокая и профессиональная дискуссия по всему комплексу вопросов, связанных с AUKUS, очень востребована на площадке МАГАТЭ. Рассчитываем, что данный пункт будет автоматически включаться в повестку дня последующих сессий Совета управляющих. Эта тема того заслуживает.

Россия продолжает тщательно отслеживать ситуацию вокруг создания Австралией, Великобританией и США трехстороннего партнерства AUKUS. Наши подходы к этой теме находятся в стадии формирования и будут эволюционировать по мере появления дополнительных деталей. К текущей сессии Совета управляющих мы распространили неофициальный документ «Российская позиция относительно трехстороннего партнерства AUKUS и последствий его реализации». Он отражает наше восприятие трехстороннего партнерства на данном этапе.

Содержание инициативы и возможные последствия ее реализации вызывают серьёзную озабоченность. Уже сейчас очевидно, что формирование AUKUS несет в себе значительные риски для международной безопасности, провоцируя дополнительную напряженность в АТР и шире, а также плохо стыкуется с обязательствами участников партнерства в сфере ядерного нераспространения. Планы создания в рамках AUKUS атомных подводных лодок для ВМС Австралии при содействии США и Великобритании оказывают дестабилизирующее влияние на режим ДНЯО, как раз накануне Конференции по рассмотрению действия Договора.

      Уважаемый господин Председатель,

Мы обеспокоены тем, что по прошествии более двух месяцев с момента объявления о создании AUKUS 15 сентября 2021 года вокруг инициативы сохраняются информационный вакуум и полное отсутствие транспарентности. Не добавляет ясности и недавно появившийся в открытом доступе текст трехстороннего соглашения об обмене информацией в отношении проекта по атомным подводным лодкам. Понимаем, что подобные договорённости – это нормальная практика. Однако, из содержания документа явно следует, что в отношении проекта будет применяться повышенный уровень секретности.

Мы все еще ждем внятного ответа относительно того, какое топливо будет использоваться в силовых ядерных установках субмарин. Если речь идет о высокообогащенном уране, который применяется в большинстве современных ядерных силовых установок атомных подводных лодок, вне регулярных проверок МАГАТЭ окажется порядка двух тонн ВОУ. У нас есть сомнения, что в таком случае в будущем можно будет говорить о подтверждении имеющегося у Австралии расширенного заключения о том, что весь ядерный материал на ее территории или под ее юрисдикцией остается в мирной деятельности. В равной степени вызывает вопросы то, как это соотносится с идеей минимизации использования ВОУ в мирной ядерной деятельности, столь настойчиво продвигавшейся последние десятилетия США и Австралией. Очевидно, что имеет место крутой разворот в позиции США по этому вопросу. Многие эксперты уже квалифицировали это как распространение ВОУ.

 

      Уважаемый господин Председатель,

Принципиально важно, чтобы при любых обстоятельствах обеспечивалось полное соблюдение Соглашения о гарантиях между Австралией и МАГАТЭ и Дополнительного протокола к нему. В отношении ядерного материала и установок, которые будут передаваться Австралии, должны быть обеспечены полноценный контроль и целостность знаний, в том числе, путем предоставления всего необходимого доступа инспекторам Агентства. Исходим из того, что любые договоренности по проверочной деятельности, которые будут достигнуты между Агентством и партнерством AUKUS, должны в обязательном порядке получить одобрение Совета управляющих МАГАТЭ.

На сегодняшний день обоснованные сомнения вызывает ситуация с выполнением Австралией требований модифицированного Кода 3.1, который предусматривает информирование Агентства о планах сооружения новых ядерных установок не позднее того, как принято соответствующее решение. Насколько мы понимаем, исходя из заявления лидеров стран AUKUS, такое решение уже имеется. Если так, то мы имеем дело с грубым нарушением Австралией своих обязательств по модифицированному Коду 3.1.

В неофициальном документе, распространенном участниками Партнерства 23 ноября 2021 года, указывается на то, что такого решения якобы нет. Мы не можем принять это утверждение. Из совместного заявления лидеров трех стран от 15 сентября 2021 года со всей очевидностью следует, что решение принято, и что участники партнерства подтверждают приверженность его осуществлению.  Более того, как мы отметили ранее, для его выполнения уже разработано и принято трехстороннее соглашение об обмене информацией в отношении реализации проекта.

Напомним, что, когда в 2018 году власти Исламской Республики Иран публично упомянули о возможном производстве ядерного топлива для морских ядерных силовых установок, США, Великобритания, а также другие страны жёстко потребовали от Тегерана в Совете управляющих МАГАТЭ предоставить подробную информацию в отношении проекта. Теперь, находясь в аналогичном положении, Австралия должна сделать это, не дожидаясь, когда Секретариату Агентства придется направить Канберре письменное напоминание о необходимости выполнения модифицированного Кода 3.1. Секретариат в свою очередь должен держать данный вопрос на контроле и, если ничего не изменится, направить Австралии письменный запрос, как это было сделано в 2018 году применительно к Ирану. С точки зрения гарантий Австралия и Иран абсолютно равны.

      Уважаемый господин Председатель,

Последствия формирования AUKUS заслуживают самого пристального внимания и в более широком контексте в сфере нераспространения и контроля над вооружениями. С озабоченностью отфиксировали высказывания официальных представителей Австралии о готовности в рамках AUKUS принимать любые типы американских боевых самолетов. Напоминаем в этой связи, что действующий ДСНВ запрещает базирование стратегических бомбардировщиков за пределами национальных территорий. Помимо этого, участники AUKUS заявляют, что в рамках партнерства ядерное оружие передаваться не будет. Однако нарушающая ДНЯО практика т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО вынуждает нас учитывать опасность распространения таких действий и на Австралию.

Вызывает вопросы и добросовестность Канберры как участника Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Южной части Тихого океана (Договор Раротонга). Размещение военнослужащих, инфраструктуры и вооружений ядерных государств на территории Австралии поставит под сомнение оправданность предоставления этой стране гарантий безопасности как государству-участнику ЗСЯО. Действия Канберры фактически подрывают доверие к самой идее создания ЗСЯО.

      Уважаемый господин Председатель,

Рассчитываем, что в конечном счете здравый смысл возобладает, и по окончании 18 месяцев, которые участники AUKUS сами себе отвели на дополнительную проработку, они придут к выводу о необходимости свернуть реализацию проекта по атомным подводным лодкам с учетом мнения международного сообщества. Тем временем считаем принципиально важным, чтобы Гендиректор МАГАТЭ регулярно информировал Совет управляющих – наверно, с помощью докладов, – о том, как разворачивается взаимодействие Агентства с «тройкой». Необходимо обеспечить максимальную транспарентность и подотчетность. Государства-члены имеют право получать полную картину происходящего. Мы выступаем за сохранение данного вопроса в повестке дня Совета управляющих.

Благодарю Вас, господин Председатель.