Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

Актуальная информация

Назад

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п.9b повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ (16 сентября 2020 года)

Применение гарантий МАГАТЭ в Корейской
Народно-Демократической Республике

 

      Уважаемая госпожа Председатель,

Россия неизменно поддерживает международные усилия по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова. Для подвижек в процессе денуклеаризации требуются терпение и взаимоуважительный диалог и, главное, готовность к встречным шагам. К сожалению, высокие ожидания, существовавшие несколько лет назад после принятия Сингапурской декларации, не оправдались. Ситуация вновь зашла в тупик. Как представляется, это во многом объясняется ущербностью политики максимального давления.

Как известно, МАГАТЭ отводится центральная роль в обеспечении гарантий того, что ядерный материал, выведенный из военной программы, будет находиться под должным контролем. Агентству необходимо четко следовать Уставу организации и мандату, который будет одобрен Советом управляющих. Проверка непосредственно демонтажа военно-ядерной программы возможна лишь силами специалистов стран ядерной «пятерки».

Уважаемая госпожа Председатель,

Признательны Гендиректору и Секретариату МАГАТЭ за доклад о применении гарантий в КНДР, а также за работу по подготовке к возобновлению проверок в этой стране. Хотели бы в тоже время привлечь внимание к тому, что оценочные выводы в стиле «весьма вероятно», которые появились в докладе, не очень соответствуют статусу МАГАТЭ как серьезной и ответственной международной структуры. Понимаем, что для поддержания оперативной готовности к возобновлению проверочной деятельности в КНДР Агентство занимается сбором и анализом доступной информации. На этой основе, видимо, в Секретариате делаются какие-то внутренние выводы. Понятно стремление Секретариата поделиться с членами Совета управляющих своими оценками. Однако это не означает, что подобные приблизительные выводы должны выноситься в публичное пространство, особенно в категориях «весьма вероятно» или «почти точно», которые последнее время сильно отравляют жизнь международного сообщества.

МАГАТЭ – не аналитический центр, который может позволить себе подобного рода спекуляции, а уважаемая международная структура, имеющая в сфере ядерного нераспространения прямое отношение к функции СБ ООН по поддержанию международного мира и безопасности. Подходить к этому следует со всей ответственностью и осторожностью. У нас перед глазами печальный пример ОЗХО, деятельность которой стала до предела политизированной во многом в результате сомнительного качества расследований, построенных преимущественно на предположениях – «весьма возможно», «вероятно», «нет другого правдоподобного объяснения». Нельзя допустить, чтобы МАГАТЭ пошло по такому же опасному пути. К тому же оценочные и не всегда убедительные суждения в докладе вряд ли способствуют укреплению доверия к системе гарантий – краеугольному камню режима нераспространения.

Рассчитываем на учет Секретариатом этих важных, на наш взгляд, нюансов.

      Благодарю Вас, госпожа Председатель.