Перейти к содержимому

Управление ООН по вопросам космического пространства

Назад

ВЫСТУПЛЕНИЕ главы делегации Российской Федерации на 51-й сессии Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу, заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене Г.В.МИХНО

Г-н Председатель,

Российская делегация приветствует Ваше избрание главой подкомитета и выражает уверенность, что под Вашим умелым руководством нынешний форум с его насыщенной, позитивной и объединяющей повесткой дня будет успешным.

Г-н Председатель,

В ходе предстоящей сессии намерены приложить максимум усилий для того, чтобы, во-первых, объективно подытожить результаты трехлетнего обсуждения тематики долгосрочной устойчивости космической деятельности и, во-вторых, принять выверенное решение относительно перспектив успешного завершения работы над ней в среднесрочной перспективе.

Принятое три года назад решение вести работу параллельно в четырех тематических сегментах и экспертных группах принесло хорошие результаты – наработаны объемные отчеты и в целом структурно выстроена совокупность проектов руководящих принципов. Теперь предстоит определить оптимальную схему дальнейших действий по консолидации понимания по многим практическим  аспектам обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Остается много не только нерешенных, но и даже нерассмотренных вопросов. В связи с этим хотели бы особо отметить предложения председателя Рабочей группы, г-на Петера Мартинеса, по проекту доклада Рабочей группы и предварительному своду проектов руководящих принципов. На наш взгляд, они весьма содержательны и обстоятельны. Их достоинство заключается в том, что они предоставляют возможность объективно оценить нынешнее состояние дел с рассмотрением темы. При этом, как представляется, из документа не следует вывод, что достигнутая фаза могла бы означать завершение переговорного процесса. Мы видим в предложениях председателя нацеленность на продолжение и углубление обсуждения.

Г-н Председатель,

Тематика долгосрочной устойчивости космической деятельности была весьма детально обсуждена накануне нынешней сессии российскими и американскими представителями в рамках первого двустороннего экспертного семинара.

Вопросы, рассматриваемые в контексте долгосрочной устойчивости космической деятельности, прежде всего касающиеся различных аспектов безопасности космических операций и безопасности в космосе, носят сложный характер. В силу этого они требуют серьезных и жизнеспособных решений, для формулирования которых потребуется определенное время и, конечно, политическая воля государств. Мы – за то, чтобы будущие руководящие принципы были весомыми в политическом и институциональном отношениях. Уверены – если мы все совместно определим требуемые дополнительные акценты в работе, то и перспективная система регулирования безопасности в космосе станет всеобъемлющей и эффективной с точки зрения предотвращения рисков космической деятельности.

Думаем, для всех очевидно, что наличие и доступность максимально полной и достоверной информации об объектах и событиях в космосе – важнейший фактор безопасности космической деятельности. Сообразуясь с таким пониманием, Россия полагает, что создание под эгидой ООН единого центра информации по мониторингу ситуации в космосе позволило бы обеспечить нужные решения в этой области. Такой центр мог бы играть особую консолидирующую роль во всей системе международных информационных обменов, которая в таком случае коллективно и ответственно формировалась бы всеми заинтересованными государствами на принципах недискриминации и равноправия. В новом рабочем документе Российской Федерации (который на данном этапе распространяется в серии "CRP") мы изложили наше видение основных элементов концепции создания такого центра.

Г-н Председатель,

Усилия, параллельно предпринятые в последние годы на различных переговорных площадках, – у нас в Подкомитете, в рамках Группы правительственных экспертов по МТДК и консультаций по проекту Кодекса поведения в космосе – убедительно подтверждают наличие большого числа взаимообусловленных, "пересекающихся" аспектов безопасности космических операций и безопасности космической деятельности в целом. Безопасность в космосе - категория, во всех отношениях ёмкая и многогранная.

Россия исходит из возможности позитивного развития диалога на этом направлении. Важно, чтобы ни один из аспектов проблемы безопасности не выпадал из области нормативно-правового регулирования.

В этом контексте, а также  пользуясь тем, что наша сессия открывает новый сезон в деятельности Комитета ООН по космосу [COPUOS], хотели бы коснуться одного конкретного предложения, которое было внесено Россией на сессии Комитета в 2013 году и касается активизации работы по приоритетному пункту его повестки дня о путях и средствах сохранения космического пространства для мирных целей. Предложения коллективно прояснить правовые основания и модальности реализации (в гипотетическом случае) права на самооборону согласно Уставу ООН применительно к космическому пространству.

Мы хотим, чтобы коллеги правильно восприняли эту инициативу. Она не задумана как противопоставление фундаментальной установке на сохранение космоса в качестве мирной, бесконфликтной среды, свободной от оружия и проявлений силы. Задача видится в одном – в выстраивании более четкой логики исследования всех факторов безопасности в космосе и выработке на этой основе совместного системного подхода к обеспечению такой безопасности. Нам всем нужно учесть реальную ситуацию. Она заключается в том, что сложившийся правовой режим использования космоса не во всех отношениях регламентирован исчерпывающим образом. Имеются вполне очевидные пробелы в регулировании, которые следует постараться восполнить. Именно поэтому необходимо коллективно и рассудительно разобраться в вопросах толкования принципа самообороны применительно к космическому пространству, прояснить все соотношения между принципом самообороны и столь же универсальным принципом запрещения применения силы и угрозы силой. Иначе различные толкования модальностей задействования права на самооборону при определённых неблагоприятных обстоятельствах (связанных с инцидентами и конфликтами интересов в космическом пространстве) будут способны усиливать, мультиплицировать угрозы.

Комитет мог бы провести обзор и проработать политико-правовые методы, обеспечивающие четкое и ответственное толкование этих принципов применительно к космическому пространству.

Подытоживая сказанное, хотели бы особо подчеркнуть следующее. Поддержание базовых стандартов в сфере права и безопасности предполагает выполнение функции квалифицированного толкования права на самооборону в космосе в строгом соответствии с основными началами международного права, воплощенными в Уставе ООН.

 

Г-н Председатель,

Хотел бы дать короткий комментарий по ряду примечательных вопросов развития космической деятельности России.

В январе 2014 года Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики России и развития ее регионов на период до 2030 года. Документ нацелен на повышение эффективности использования продуктов и услуг, создаваемых в процессе космической деятельности, развитие внутреннего рынка и расширение российского участия в мировом рынке таких продуктов и услуг. Ставится задача консолидировать усилия и ресурсы всех российских пользователей результатами космической деятельности. Предусматривается создание более совершенной инфраструктуры использования результатов космической деятельности.

В целях практического внедрения технологий навигационной системы ГЛОНАСС в различных областях жизни и отраслях экономики, в частности, на транспорте, в России принят Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС".

Россия продолжает реализацию одного из своих масштабных проектов по созданию космодрома "Восточный". Его строительство началось в августе 2010 года, а первый пуск с космодрома ракеты-носителя "Союз-2" планируется на 2015 год. Сам же новый носитель "Союз-2" легкого класса с жидкостными двигателями был впервые и успешно запущен в декабре 2013 года с космодрома "Плесецк". Создаваемый новый космодром должен будет включать в себя сборочные предприятия, заводские помещения, конструкторские бюро, научные лаборатории и другие соответствующие объекты инфраструктуры.

И в завершение моего выступления хотел бы отметить, что, обсуждая тематику космического пространства, мы не должны забывать и о том, что происходит на Земле. В этой связи желаю всем присутствующим приятных известий о спортивных победах и достижениях на проходящих сейчас в российском городе Сочи Зимних Олимпийских играх.

Благодарю Вас, г-н Председатель.