Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

ПК ОДВЗЯИ

Назад

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова на 54-й сессии Рабочей группы по вопросам проверки ПК ОДВЗЯИ (Вена, 17 февраля 2020 г.)

Господин Председатель, господин Исполнительный секретарь,

Рассматриваем состоявшуюся сертификацию 300 объектов Международной системы мониторинга (МСМ) в качестве важного достижения в работе по созданию верификационного механизма ДВЗЯИ. Таким образом, на сегодняшний день 89 процентов всех предусмотренных Договором объектов мониторинга способны полноценно и эффективно обеспечивать выполнение задач, предусмотренных ДВЗЯИ.

Российская Федерация неуклонно выступает за дальнейшее поступательное развитие режима контроля в рамках ДВЗЯИ и со своей стороны вносит весомый вклад в эту работу, создавая у себя второй по масштабу национальный сегмент мониторинга, который после окончания строительства будет насчитывать 32 объекта. 28 из них уже введены в строй.

Хотя мы достигли значительных результатов на этом направлении,не следует забывать, что главной целью верификационного механизма ДВЗЯИ является проверка соблюдения обязательств по Договору, а работа по его созданию должна вестись с учетом реальных перспектив вступления в силу ДВЗЯИ. Считаем неоправданным, что в условиях деградации ситуации вокруг Договора звучат призывы к дальнейшему наращиванию темпов работ в области проверки и незамедлительному завершению создания национальных объектов мониторинга, а также обязательной передаче данных в Международный центр данных (МЦД). Возникает вопрос, ради чего такая спешка и чем обусловлены упомянутые призывы? Расчет на то, что выход на завершающую стадию формирования контрольного режима подтолкнет ключевые государства, от которых зависит вступление ДВЗЯИ в силу, к пересмотру своего негативного отношения к Договору, вызывает у нас большие сомнения. Причины, по которым остающиеся страны не подписали и/или не ратифицировали ДВЗЯИ, как правило, лежат в политической плоскости.

Нас серьезно беспокоит и то, что на этом фоне возобновились разговоры о временном применении Договора, появляются инициативы об использовании потенциала Организации под не связанные с ДВЗЯИ задачи. Очевидно, что по мере приближения к финальному этапу работ по созданию контрольного механизма эти идеи будут звучать чаще и громче, и соблазн их реализовать на практике будет возрастать. Потенциал Комиссии действительно уникален и может иметь широкое применение. Однако это не дает оснований для его безграничного и нецелевого использования. Верификационный механизм создается под конкретные задачи, которые четко прописаны в Договоре. Подписывая и ратифицируя ДВЗЯИ, мы соглашались на участие в нем на определенных условиях, предусмотренных Договором.   

Господин Председатель,

Примером деятельности, которая вызывает серьезные споры с точки легитимности ее осуществления в рамках ПК ОДВЗЯИ, является использование мобильных установок для мониторинга радиоактивных благородных газов. Ни Договором, ни Резолюцией об учреждении ПК ОДВЗЯИ применение таких систем не предусмотрено. Привлечение на эти цели внебюджетных средств не дает права отклоняться от уставных документов Комиссии.

Что касается изучения фоновых значений концентрации ксенона в атмосфере для целей радионуклидного мониторинга в рамках МСМ, то мы продолжаем придерживаться мнения о том, что подобная работа вполне может осуществляться стационарными станциями МСМ, оснащенными системами отбора проб благородных газов в местах их размещения. Превращать Организацию в центр по проведению неких научных исследований не считаем целесообразным.  Настаиваем на том, что до принятия решения ПК ОДВЗЯИ в отношении дальнейшей работы на данном направлении ВТС должен проявлять сдержанность и не втягиваться в новые проекты в этой области.

Господин Председатель,

Придаем важное значение сбалансированному созданию всех элементов верификационного механизма ДВЗЯИ, включая режим инспекции на месте (ИНМ). Приветствуем завершение реализации Плана действий по ИНМ 2016-2019 гг. Это важный этап в работе по созданию инспекционного режима. Хотели бы поблагодарить ВТС за регулярное информирование о ходе выполнения Плана и представление отчетов по мере завершения отдельных проектов. В целом мы удовлетворены итогами этой работы. Ожидаем от Секретариата представления подробного доклада о выполнении всего документа.

Отмечаем качественную подготовку и должный уровень организации прошедшего в ноябре 2019 г. первого учения по ИНМ (Build-upexercise) по отработке процедур начальной стадии инспекции. Российские эксперты были задействованы в контрольной и сценарной группах, а также в группе по оценке учения. Рассчитываем, что его результаты будут всесторонне изучены и учтены при подготовке к следующим двум полевым учениям, которые пройдут в Словакии в июне и сентябре 2020 г.

Положительно оцениваем третий цикл подготовки потенциальных инспекторов по ИНМ. Отмечаем улучшение организации и тематического содержания учебных курсов, увеличение доли электронного и компьютерного обучения, отработку смешанных технологий. Учения по ИНМ позволят всесторонне оценить результаты этой работы, а также определиться со стратегией дальнейших действий на этом направлении. Считаем важным поддержание уровня квалификации и преемственность потенциальных инспекторов, прошедших подготовку в ходе предыдущих курсов.

Уважаемый господин Председатель,

Более подробно по этим и другим вопросам российская делегация готова выступить при обсуждении соответствующих пунктов повестки дня Рабочей группы.

Благодарю за внимание.