Перейти к содержимому

МАГАТЭ

Назад

Выступление заместителя управляющего от Российской Федерации при обсуждении проекта доклада Генерального директора «Обзор ядерной безопасности – 2020» на сессии Совета управляющих МАГАТЭ (Вена, 9 марта 2020 года)

Уважаемая госпожа Председатель,

Подтверждаем принципиальную поддержку программной деятельности МАГАТЭ в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки ядерных и радиоактивных материалов, безопасности обращения с радиоактивными отходами, аварийной готовности и реагирования, а также усилий Агентства по созданию и укреплению потенциалов национальных регулирующих органов и налаживанию взаимодействия между ними.

Исходим из того, что основную ответственность за обеспечение ядерной безопасности на национальном уровне несут государства-члены Агентства и операторы ядерных установок. Задача МАГАТЭ – оказать им своевременную поддержку, прежде всего, техническую и экспертную, а также предоставить площадку для обмена профессиональным опытом.

Мы внимательно изучили представленный Совету управляющих проект доклада Генерального директора «Обзор ядерной безопасности – 2020». Принимаем его к сведению.Отмечаем обстоятельный и информативный характер документа. Признательны Секретариату за его подготовку.

Отрадно, что в этом году проект Обзора в большей степени отвечает ожиданиям государств-членов. Задача ежегодных обзоров – дать странам-членам информацию о реальных подвижках в деле укрепления ядерной безопасности и возможность объективно, на основе конкретных результатов, оценить эффективность усилий Агентства.

Отмечаем продуктивную работу Комиссии по нормам ядерной безопасности и её комитетов, результаты которой получили подробное освещение в Обзоре. Считаем исключительно важным сохранять курс Секретариата на совершенствование существующих норм и требований по безопасности на инклюзивной основе, а не разработку новых документов.

Российская сторона приветствует усилия Агентства по содействию безопасному внедрению в мировую практику новых типов ядерных установок, включая малые модульные реакторы (ММР). Исходим из того, что основная задач Агентства в этом контексте состоит в том, чтобы консолидировать передовой опыт государств-членов. Поддерживаем положение Обзора о том, что на данный момент все проекты ММР покрываются существующими нормами безопасности МАГАТЭ. При планировании работы Секретариата по направлению ММР призываем обеспечить всесторонний учет наработок не только Форума представителей регулирующих органов по малым и модульным реакторам, но Международного проекта по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО). Все подразделения Агентства, занимающиеся данной проблематикой, на наш взгляд, должны работать в четкой координации.

Поддерживаем работу Секретариата по универсализации Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции по безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.

Отмечаем важность состоявшейся в ноябре 2019 г. в Гааге Международной конференции МАГАТЭ «Эффективные системы регулирования ядерной и радиационной безопасности: работа сообща для укрепления сотрудничества». Многие решения, предлагавшиеся в ее рамках, могут быть взяты на вооружение в национальном контексте. Надеемся, что и далее подобные форумы будут проводиться Агентством на регулярной основе.

Уважаемая госпожа Председатель,

Обзор показывает рост числа консультативных миссий Агентства и услуг партнерской проверки. Удовлетворены тем, что наиболее многочисленными остаются миссии по оценке эксплуатационной безопасности ОСАРТ, что свидетельствует о растущем приоритете безопасности и укреплении культуры безопасности. Убеждены, что число и характер международных миссий должны определяться государством с учетом имеющихся потребностей и возможностей. Призываем Агентство сохранять техническую объективность и независимость соответствующего экспертного анализа и оценок. Важно, чтобы эта тема оставалась объединяющей в повестке дня МАГАТЭ.

Считаем одной из основных задач МАГАТЭ оказание странам-членам Агентства, планирующим приступить к сооружению объектов использования атомной энергии, поддержки в развитии ядерной инфраструктуры, включая совершенствование национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности. В этой области важна тесная координация деятельности всех трех вовлеченных в процесс департаментов Секретариата МАГАТЭ: технического сотрудничества, ядерной энергии и ядерной безопасности. Хотели бы подчеркнуть, что российский орган ядерного регулирования готов принимать и организовывать мероприятия МАГАТЭ, направленные на поддержку органов регулирования стран, приступающих к развитию атомной энергетики.

Уважаемая госпожа Председатель,

Обратили внимание на то, что значительный раздел проекта Обзора посвящен деятельности Агентства в области укрепления аварийной готовности и реагирования (АГР). Удивлены тем, что, несмотря на фактическое снижение количества инцидентов, в тексте отмечена «тенденция к росту обеспокоенности инцидентами». Призываем также воздерживаться от поспешных действий в вопросах унификации механизмов АГР на международном уровне.

Безусловно, АГР – крайне важная сфера, особенно в контексте поддержания высокого уровня доверия общественности к мирному атому. Россия всегда была и остается активным участником «аварийных» конвенций. Целый ряд российских государственных органов вовлечены во взаимодействие с МАГАТЭ в этой сфере. Приветствуем деятельность Центра по инцидентам и аварийным ситуациям (ЦИАС), касающуюся оперативного обмена информацией об обстановке на радиационно-опасных объектах. Видим положительные стороны в стремлении Центра связать потребности одних стран с возможностями других в части оказания помощи в случае радиологического инцидента (особенно, когда речь идет о жизни и здоровье человека).

В то же время отмечаем, что не можем приветствовать расширение мандата электронной системы предоставления данных в случае ядерных аварий и чрезвычайных радиационных ситуаций (USIE) на обмен информацией как в рамках обновленной Конвенции о физзащите, в частности, так и на инциденты в области ФЯБ в целом. Считаем, что деятельность Центра по инцидентам и аварийным ситуациям МАГАТЭ должна определяться консенсусными решениями директивных органов Агентства. Призываем подумать о разработке согласованного с государствами-членами регламента деятельности Центра.

Есть еще ряд замечаний. В части Обзора, касающейся безопасности обращения с радиоактивными отходами, оказались проигнорированы новые возможности, появляющиеся в связи с замыканием ядерного топливного цикла.Призываем Секретариат не обходить вниманием эту тему и использовать материалы прошедшей в июне 2019 года Международной конференции по обращению с ОЯТ.

Отмечаем, что применительно к экологическому восстановлению бывших площадок добычи урана в Центральной Азии в Обзоре говорится исключительно о реализации т.н. «Стратегического мастер-плана». В то же время масштабный характер материальной и технической помощи, предоставляемой по линии Межгосударственной целевой программы государств-участников СНГ «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» в данном контексте обойден стороной.

Рассчитываем, что Секретариат учтет российские замечания в контексте доработки обзора. Представим их в Секретариат в установленные сроки.

Благодарю Вас, госпожа Председатель.