Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Вене
Тел.: 0043/1/282 53 93, 0043/1/282 53 91

/
06 июня / 2007

Тезисы доклада "Развитие космонавтики в России" для представления на юбилейном заседании комитета ООН по Космонавтике 6 июня 2007 г.

2007 год является юбилейным для Российской и мировой космонавтики, поскольку связан со многими знаменательными датами - запуском первого искусственного спутника Земли, 150-летием со дня рождения К.Э. Циолковского, 100-летием со дня рождения СП. Королева.

За 50 лет космонавтика прошла большой путь поисков и открытий, вобрала в себя лучшие достижения научно-технического прогресса и превратилась в мощную индустрию.

Отмечая 50-летний юбилей космической эры можно подвести итоги и определить перспективы развития космонавтики на ближайшее будущее.

Выдающимися вехами в истории космонавтики России являлись:

1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли;

1959 г. - первые облет Луны автоматической станцией и фотографирование обратной стороны Луны;

1961 г. - первый полет человека в космос;

1965 г. - первый выход человека в открытый космос;

1966 г. - первая мягкая посадка автоматической станции на Луну (Луна-9);

1967 г. - первая посадка автоматической станции на Венеру (Венера-4);

1969 г. - первая стыковка космических кораблей на орбите;

1970 г. - доставка на Землю лунного грунта (Луна-16) и первый луноход (Луна-17);

1971-1975 г.г.- строительство орбитальных станций семейства "Салют".

Достижения пилотируемой космонавтики заложили основу широкого международного сотрудничества в основании и исследовании космоса. Ключевым событием стала знаменитая стыковка на околоземной орбите космических кораблей "Союз" и "Аполлон" в 1975 году.

В конце 80-х и в 90-х годах строится и активно эксплуатируется космическая станция нового поколения "Мир". Работа на станции "Мир" и сложившаяся в те годы международная кооперация позволили накопить колоссальный практический опыт, позволили провести десятки пилотируемых и автоматических полетов космических кораблей (в т.ч. орбитальных кораблей США - Atlantis, Endeavour, Discovery), выполнить на орбите тысячи научных и технологических экспериментов.

Логическим продолжением этих работ явилось строительство международной космической станции (МКС), начало в 1998 г, при участии России, США, Европы, Японии.

Основой обеспечения всей космической деятельности, (как в плане обслуживания МКС, так и при проведении научных исследований космического пространства и запуска различных космических аппаратов) - являются средства выведения на основе мощных ракетоносителей различных классов, "Протон", "Зенит", "Союз", разгонные блоки и средства межорбитальной транспортировки и дальних экспедиций.

Ключевыми элементами всех этих систем, определяющими как саму возможность выведения космических аппаратов, так и работоспособность и надежность запусков, являются ракетные двигатели.

Разнообразие задач, связанных с запусками космических аппаратов, пилотируемой космонавтикой и дальними космическими экспедициями, обусловило разработку целой гаммы ракетных двигателей:

  • ЖРД большой тяги (100-600 тс) на экологически чистых компонентах кислород-водород и кислород-керосин;
  • ЖРД средней и малой тяги (5-30 тс);
  • двигателей специального назначения, на базе ЖРДМТ, РДТТ и ЭРД управления КА, ориентации и стабилизации МКС, в том числе для разделения ступеней РН, двигатели мягкой посадки, двигатели систем аварийного спасения экипажей и др.);
  • электрореактивных двигателей.

Общая номенклатура эксплуатируемых двигателей насчитывает более двухсот единиц, а кооперация разработчиков, технологов и производителей более ста организаций России и международную кооперацию (например, по проектам Морской старт, Союз-Куру и др.).

Принимая во внимание высочайшие требования, предъявляемые к космической технике, а также то, что узлы и агрегаты двигателей работают при экстремальных тепловых и силовых нагрузках, особой заботой разработчиков является обеспечение качества и надежности двигательных и энергетических установок.

Эта тематика работ в области космического двигателестроения является той базой, на которой ведутся новые разработки. В их числе создание нового поколёния средств выведения, криогенных двигателей, разработка солнечных энергодвигательных установок. Многие из этих работ выполняются в рамках международной кооперации.

Направления развития космонавтики в России охватывают большой круг задач, в числе которых:

  • создание глобальных навигационных систем,
  • обеспечение связи и создание телекоммуникационных систем,
  • метеорологический и экологический мониторинг уникальные научные эксперименты и установлены рекордные по продолжительности экспедиции российских космонавтов,
  • дистанционное зондирование Земли,
  • пилотируемая космонавтика,
  • космический туризм,
  • научные исследования космического пространства (ближнего и дальнего космоса, звезд, планет солнечной системы и их спутников, комет, радиационных поясов Земли и много др.

Существенное повышение эффективности космической деятельности, в том числе реализация перспективных программ по освоению Луны и Марса, возможно за счет создания многоразовых транспортных систем (что может обеспечить снижение удельной стоимости выведения в 3-5 раз).

Работы в этом направлении охватывают широкий круг научных, технических и технологических задач. Их успешное решение возможно только в рамках международных программ. Примерами начала такой деятельности могут служить работы по программам "Волга" (ориентированной на создание многоразовых двигательных установок для перспективных носителей), а также начатые работы по программе "Марс-XXI" по разработке концепции, технических решений и демонстрации технологий в обеспечение возможности организации пилотируемой экспедиции на Марс; работы поддерживаются ФКА России, Европейским космическим агентством и международным научно-техническим центром - МНТЦ).

Оценки специалистов показывают, что в ближайшей перспективе, с разработкой новых многоразовых транспортных систем могут быть решены принципиально новые для космонавтики задачи:

2015-2020 г.г.

  • Глобальные системы связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), экологического мониторинга, предупреждения о стихийных бедствиях и т.д.;
  • Комплексное изучение Земли и солнечно-земных связей;
  • Детальное исследование планет и их спутников;
  • Предупреждение о приближении опасных космических объектов.

2020-2025 г.г.

  • Глобальные информационные системы нового поколения;
  • Крупномасштабное промышленное производство в космосе;
  • Очистка околоземного космического пространства от всех опасных фрагментов космического мусора;
  • Создание автоматизированных напланетных баз.

2025-2040 г.г.

  • Пилотируемые полеты на Луну и Марс;
  • Отправка зондов за пределы Солнечной системы;
  • Борьба с опасными космическими объектами;
  • Доставка к Земле и переработка астероидов.

Сочетание преемственности апробированных научно-технических решений с новейшими достижениями в области теории двигателестроения, материаловедении и технологии позволяют с уверенностью говорить о достижимости в самом ближайшем будущем решения новых задач космонавтики, в числе которых лунные и марсианские экспедиции, дистанционное зондирование Земли, глобальная навигация и связь.

Начальник отделения - В.В. Миронов