Тезисы доклада "Развитие космонавтики в России" для представления на юбилейном заседании комитета ООН по Космонавтике 6 июня 2007 г.
2007 год является юбилейным для Российской и мировой космонавтики, поскольку связан со многими знаменательными датами - запуском первого искусственного спутника Земли, 150-летием со дня рождения К.Э. Циолковского, 100-летием со дня рождения СП. Королева.
За 50 лет космонавтика прошла большой путь поисков и открытий, вобрала в себя лучшие достижения научно-технического прогресса и превратилась в мощную индустрию.
Отмечая 50-летний юбилей космической эры можно подвести итоги и определить перспективы развития космонавтики на ближайшее будущее.
Выдающимися вехами в истории космонавтики России являлись:
1957 г. - запуск первого искусственного спутника Земли;
1959 г. - первые облет Луны автоматической станцией и фотографирование обратной стороны Луны;
1961 г. - первый полет человека в космос;
1965 г. - первый выход человека в открытый космос;
1966 г. - первая мягкая посадка автоматической станции на Луну (Луна-9);
1967 г. - первая посадка автоматической станции на Венеру (Венера-4);
1969 г. - первая стыковка космических кораблей на орбите;
1970 г. - доставка на Землю лунного грунта (Луна-16) и первый луноход (Луна-17);
1971-1975 г.г.- строительство орбитальных станций семейства "Салют".
Достижения пилотируемой космонавтики заложили основу широкого международного сотрудничества в основании и исследовании космоса. Ключевым событием стала знаменитая стыковка на околоземной орбите космических кораблей "Союз" и "Аполлон" в 1975 году.
В конце 80-х и в 90-х годах строится и активно эксплуатируется космическая станция нового поколения "Мир". Работа на станции "Мир" и сложившаяся в те годы международная кооперация позволили накопить колоссальный практический опыт, позволили провести десятки пилотируемых и автоматических полетов космических кораблей (в т.ч. орбитальных кораблей США - Atlantis, Endeavour, Discovery), выполнить на орбите тысячи научных и технологических экспериментов.
Логическим продолжением этих работ явилось строительство международной космической станции (МКС), начало в 1998 г, при участии России, США, Европы, Японии.
Основой обеспечения всей космической деятельности, (как в плане обслуживания МКС, так и при проведении научных исследований космического пространства и запуска различных космических аппаратов) - являются средства выведения на основе мощных ракетоносителей различных классов, "Протон", "Зенит", "Союз", разгонные блоки и средства межорбитальной транспортировки и дальних экспедиций.
Ключевыми элементами всех этих систем, определяющими как саму возможность выведения космических аппаратов, так и работоспособность и надежность запусков, являются ракетные двигатели.
Разнообразие задач, связанных с запусками космических аппаратов, пилотируемой космонавтикой и дальними космическими экспедициями, обусловило разработку целой гаммы ракетных двигателей:
- ЖРД большой тяги (100-600 тс) на экологически чистых компонентах кислород-водород и кислород-керосин;
- ЖРД средней и малой тяги (5-30 тс);
- двигателей специального назначения, на базе ЖРДМТ, РДТТ и ЭРД управления КА, ориентации и стабилизации МКС, в том числе для разделения ступеней РН, двигатели мягкой посадки, двигатели систем аварийного спасения экипажей и др.);
- электрореактивных двигателей.
Общая номенклатура эксплуатируемых двигателей насчитывает более двухсот единиц, а кооперация разработчиков, технологов и производителей более ста организаций России и международную кооперацию (например, по проектам Морской старт, Союз-Куру и др.).
Принимая во внимание высочайшие требования, предъявляемые к космической технике, а также то, что узлы и агрегаты двигателей работают при экстремальных тепловых и силовых нагрузках, особой заботой разработчиков является обеспечение качества и надежности двигательных и энергетических установок.
Эта тематика работ в области космического двигателестроения является той базой, на которой ведутся новые разработки. В их числе создание нового поколёния средств выведения, криогенных двигателей, разработка солнечных энергодвигательных установок. Многие из этих работ выполняются в рамках международной кооперации.
Направления развития космонавтики в России охватывают большой круг задач, в числе которых:
- создание глобальных навигационных систем,
- обеспечение связи и создание телекоммуникационных систем,
- метеорологический и экологический мониторинг уникальные научные эксперименты и установлены рекордные по продолжительности экспедиции российских космонавтов,
- дистанционное зондирование Земли,
- пилотируемая космонавтика,
- космический туризм,
- научные исследования космического пространства (ближнего и дальнего космоса, звезд, планет солнечной системы и их спутников, комет, радиационных поясов Земли и много др.
Существенное повышение эффективности космической деятельности, в том числе реализация перспективных программ по освоению Луны и Марса, возможно за счет создания многоразовых транспортных систем (что может обеспечить снижение удельной стоимости выведения в 3-5 раз).
Работы в этом направлении охватывают широкий круг научных, технических и технологических задач. Их успешное решение возможно только в рамках международных программ. Примерами начала такой деятельности могут служить работы по программам "Волга" (ориентированной на создание многоразовых двигательных установок для перспективных носителей), а также начатые работы по программе "Марс-XXI" по разработке концепции, технических решений и демонстрации технологий в обеспечение возможности организации пилотируемой экспедиции на Марс; работы поддерживаются ФКА России, Европейским космическим агентством и международным научно-техническим центром - МНТЦ).
Оценки специалистов показывают, что в ближайшей перспективе, с разработкой новых многоразовых транспортных систем могут быть решены принципиально новые для космонавтики задачи:
2015-2020 г.г.
- Глобальные системы связи, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), экологического мониторинга, предупреждения о стихийных бедствиях и т.д.;
- Комплексное изучение Земли и солнечно-земных связей;
- Детальное исследование планет и их спутников;
- Предупреждение о приближении опасных космических объектов.
2020-2025 г.г.
- Глобальные информационные системы нового поколения;
- Крупномасштабное промышленное производство в космосе;
- Очистка околоземного космического пространства от всех опасных фрагментов космического мусора;
- Создание автоматизированных напланетных баз.
2025-2040 г.г.
- Пилотируемые полеты на Луну и Марс;
- Отправка зондов за пределы Солнечной системы;
- Борьба с опасными космическими объектами;
- Доставка к Земле и переработка астероидов.
Сочетание преемственности апробированных научно-технических решений с новейшими достижениями в области теории двигателестроения, материаловедении и технологии позволяют с уверенностью говорить о достижимости в самом ближайшем будущем решения новых задач космонавтики, в числе которых лунные и марсианские экспедиции, дистанционное зондирование Земли, глобальная навигация и связь.
Начальник отделения - В.В. Миронов