Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета "О развитии ракетно-космической промышленности и повышении эффективности использования результатов космической деятельности в России".
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня с вами очередной президиум Госсовета и для таких мероприятий необычная тема. Даже несмотря на то что 12 апреля,уже совсем скоро – мы отмечаем День космонавтики, тем не менее для Госсовета эта тема все-таки необычная – развитие космонавтики, развитие ракетно-космической отрасли. Но не случайно, что мы обратились именно к этой теме, потому что все больше и больше в современном мире и у нас в Российской Федерации: и в экономике, и в экологии, и в развитии городов, в развитии сельского хозяйства, я уже не говорю о транспорте, – все шире и шире применяются космические технологии, а без космических услуг некоторые виды деятельности практически невозможно регулировать эффективным образом. Поэтому уверен, что эта тема будет не только интересной, но и полезной.
Вы знаете, этот год, кроме всего прочего, можно поистине считать юбилейно-космическим. В январе мы отметили столетие со дня рождения Сергея Павловича Королева. В сентябре исполняется 150 лет основоположнику космонавтики, нашему соотечественнику Константину Эдуардовичу Циолковскому. В октябре мы отметим 50 лет со дня запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли. Эта дата, 4 октября 1957 года, по праву считается началом космической эры.
Мы, безусловно, гордимся тем, что именно наша страна открыла дорогу в космос и с той поры стала занимать лидирующие позиции в области создания и применения космической техники. Но при этом должны признать, что целое десятилетие – может быть, даже чуть больше – экономических трудностей негативно сказалось на развитии нашей космической отрасли что мы все еще недостаточно используем здесь наши национальные преимущества.
Между тем развитие ракетно-космической промышленности является необходимым условием независимости космической деятельности нашей страны, обеспечивает конкурентоспособность России на мировом космическом рынке. И, что немаловажно, напрямую влияет на внедрение новейших научно-технических и технологических достижений космонавтики в различные отрасли экономики.
Решение этих задач осуществляется сегодня в соответствии со Стратегией развития ракетно-космической промышленности на период до 2015года, утвержденной в феврале этого года. Ее цель – формирование современной ракетно-космической промышленности и увеличение доли отечественных компаний на мировом рынке космической продукции и услуг.
Хотел бы добавить, что в ближайшее время на оперативном совещании в Совете Безопасности будут рассмотрены вопросы космической деятельности России на долгосрочную, до 2040 года, перспективу. Вопрос именно разработки такой долгосрочной программы ставят специалисты, которые работают в этой сфере, полагая, что только таким образом мы можем сориентировать наши финансовые ресурсы на обеспечение интересов России в долгосрочной перспективе, поскольку некоторые программы не могут развиваться в течение двух-трех лет, а требуют длительного планирования.
Подчеркну, что обеспечение здесь наших лидирующих позиций – это, конечно, не самоцель. Так же как и сама ракетная отрасль – это не самоцель. Сейчас только что мы были в музее Циолковского и вспомнили там, что говорил по этому поводу наш великий соотечественник: ракеты – это не самоцель, целью является улучшение жизни людей, счастье людей. Так говорил Циолковский.
В этой отрасли уже накоплен огромный технологический и управленческий опыт, богатые научные и практические знания. Именно здесь мы имеем поистине фундаментальный потенциал, который сегодня реально востребован.
Известно, что космическая деятельность дает возможность глобального и практически неограниченного использования ее результатов. В этом сейчас крайне нуждаются столь активно развивающиеся на мировом рынке отрасли, такие как навигация и геодезия, связь и телевидение, экология и энергетика, здравоохранение и образование, транспорт и лесное хозяйство, и так далее, и так далее.
Рабочая группа Госсовета достаточно глубоко проанализировала состояние дел по использованию в России результатов космической деятельности и внесла свои предложения. Нам предстоит их обсудить. Хотел бы в этой связи остановиться на самых принципиальных, как мне кажется, направлениях.
Первое – это формирование полноценного рынка космических услуг. К сожалению, пока приходится констатировать его практическое отсутствие. Да, отдельные потребители результатов космической деятельности уже есть. И мы сейчас на выставке это видели. Среди них государственные и муниципальные структуры, представлен здесь и частный сектор. К примеру, сегодня на территории страны развернута сеть станций дистанционного зондирования земли. Результаты космической деятельности используются при мониторинге природных ресурсов, в картографии и, как я уже говорил, в градостроительстве.
Но эта работа пока далека от системной. Она происходит или проводится от случая к случаю. Основная причина – отсутствие здесь осмысленных и хорошо просчитанных государственных подходов. Если говорить прямо, то предметно этими вопросами пока не занимались. Нет ни четкого перечня космических услуг, ни практики информирования потребителей, ни маркетинговых исследований. Все мы прекрасно знаем, как у нас складывалась космическая отрасль. Прежде всего, она была нацелена на нужды обороны. Сегодня и эта сфера деятельности остается важнейшей, но для того чтобы мы имели полноценную космическую отрасль, чтобы она развивалась, имела собственный потенциал развития, – все, что только что было сказано выше, должно быть самым тщательным образом изучено и запущено.
Более того, имея, к примеру, серьезные разработки собственной глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС), мы по-прежнему используем зарубежные спутниковые технологии. Все сидят на системе "Джи-Пи-Эс" [GPS}, кто пользуется этой космической услугой. Но, правда, и выбора пока нет. Надеюсь, что в 2007 году наша навигационная система заработает. Специально Сергею Борисовичу [Иванову] поручено, он занимается этим, занимается активно, и я очень рассчитываю, Сергей Борисович, что к концу этого года задача будет выполнена.
Очевидно, что надо кардинально менять создавшуюся ситуацию – и начинать с глубокой инвентаризации имеющихся ресурсов. Необходимо не только создать единую базу данных результатов космической деятельности, но и утвердить порядок их использования.
Далее. В стране практически отсутствует институт операторов, обеспечивающих оказание космических услуг. А это ключевой вопрос, особенно в условиях нарастающей экспансии из-за рубежа.
Еще одна важная тема, которую нам следует обсудить – это создание недостающих нормативно-правовых механизмов. В действующем законодательстве нет даже определения такого понятия, как результаты космической деятельности. Очевидно, что пришло время подготовить необходимые изменения как в Закон "О космической деятельности", так и в другие правовые акты, при этом учесть такие аспекты, как разработка национальных стандартов и технических регламентов в области использования результатов космической деятельности, и, конечно, отрегулировать вопросы частно-государственного партнерства в данной сфере.
Здесь, на Госсовете, мы подробно остановимся и на роли регионов в использовании космических технологий, средств и систем. Не случайно, что наше заседание проходит именно в Калуге. Я очень благодарен губернатору за то, что он организовал, сделал возможной нашу встречу. Здесь не только жил и работал Константин Эдуардович Циолковский. В прошлом году в Калужской области была принята специальная программа по использованию космических услуг. И Анатолий Дмитриевич [Артамонов] рассказывал сейчас на выставке, когда мы знакомились с достижениями нашей отрасли, что именно на ее основе был разработан так называемый типовой паспорт региональной программы. И у нас будет сегодня возможность обсудить представленные там подходы и надеюсь, что Анатолий Дмитриевич расскажет. При этом подчеркну, что каждый из субъектов Федерации вправе самостоятельно выбрать способ реализации задач, связанных с использованием результатов космической деятельности. Это может быть как отдельная программа, так и часть уже существующих федеральных программ.
Знаю, что регионы предлагают и конкретные пилотные проекты, которые бы решали их приоритетные задачи с использованием космической деятельности. Полагаю, что такие проекты могут быть не только регионального, но и межрегионального и, конечно, федерального уровня. Главное – они должны предусматривать комплексную увязку всех нормативных, технических и финансово-управленческих аспектов. В свою очередь, Правительству надо определить порядок отбора, реализации и финансирования таких проектов.
В заключение еще раз подчеркну, что в сфере применения результатов космической деятельности мы все еще значительно отстаем от потребностей экономики и запросов людей. И должны сделать все возможное, чтобы радикально повысить эффективность космических услуг. У нас для этого есть все возможности.
Передаю слово руководителю рабочей группы Анатолию Дмитриевичу Артамонову. Прошу Вас.
А.АРТАМОНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
В начале от имени всех жителей Калужской области позвольте приветствовать Вас здесь, на калужской земле. Ваш приезд, уважаемый Владимир Владимирович, для калужан особенно знаменателен. Для разрядки, может быть, скажу, что с официальным визитом глава Российского государства в Калужской области не был 103 года, со времен Николая II.
В.ПУТИН: Анатолий Дмитриевич, спасибо Вам за добрые слова. Вместе с тем хотел бы заметить, что с визитами я езжу за границу, а здесь мы с вами должны работать.
А.АРТАМОНОВ: Спасибо огромное.
Владимир Владимирович, все те юбилейные даты, о которых Вы сказали, действительно неразрывно связаны с Калугой. Именно здесь жил Константин Эдуардович Циолковский – человек, который открыл людям с земли путь в космос, в космическое пространство.
В процессе подготовки сегодняшнего вопроса рабочей группой был изучен и обобщен как российский, так и зарубежный опыт практического использования результатов космической деятельности.
Надо сказать, что именно эти вопросы, вопросы практического использования результатов космической деятельности, долгое время в нашей стране оставались на втором плане. Основное внимание уделялось созданию космической техники. В итоге накопился комплекс проблем, не позволяющих в полной мере использовать существующий потенциал космической отрасли в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов.
Сегодня целый ряд федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации ведут активные работы в целях практического использования результатов космической деятельности. Это Роскосмос, Минсельхоз, Минтранс, Минприроды, МЧС России, Росгидромет, Россельхоз и ряд других ведомств. Среди субъектов Российской Федерации можно выделить город Москву, Иркутскую, Тверскую, Калужскую, Самарскую, Ростовскую, Новосибирскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край и ряд других регионов.
В наибольшей степени результаты космической деятельности сегодня используются при решении следующих основных задач: создание и обновление высокоточных электронных карт, гидрометеорологическое обеспечение, спутниковая навигация, контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, связь, средства массовой информации.
Рабочей группой подготовлен комплекс предложений, обеспечивающих переход отдельных министерств и ведомств, а также регионов России от фрагментарной и во многом инициативной деятельности по использованию результатов космической деятельности к системной и планомерной работе. Прежде всего, и Вы уже об этом сказали, Владимир Владимирович, рабочей группой было отмечено, что в России еще не сложилась четкая система законодательного обеспечения использования результатов космической деятельности. Да, есть закон Российской Федерации о космической деятельности, однако он не дает однозначного определения базовых понятий, таких как результаты космической деятельности, космическая услуга, оператор космических услуг, не определен перечень космических услуг, механизмы использования этих услуг. Отсутствует четкое распределение ответственности за использование результатов космической деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Поэтому рабочая группа предлагает сформировать эту нормативную базу, которая бы четко регламентировала использование результатов космической деятельности в интересах различных потребителей. Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения как в закон Российской Федерации о космической деятельности, так и в другие нормативные акты, регламентирующие использование результатов космической деятельности.
Еще одно очень важное, на наш взгляд, предложение – это разработка и принятие федеральной целевой программы, которая бы так и называлась – "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2009–2015 годы". Эта программа должна стать основным инструментом консолидации усилий и ресурсов федерального, регионального и муниципального уровней, а также внебюджетных средств в интересах обеспечения эффективного использования результатов космической деятельности. Безусловно, что основной объем работ по созданию и эксплуатации космической техники, особенно орбитальной группировки и важнейших объектов наземной космической инфраструктуры, будет и далее выполняться государственными предприятиями, находящимися в управлении Российской Федерации. В вопросах использования результатов космической деятельности должна, конечно же, повышаться роль субъектов Российской Федерации.
В качестве еще одного инструмента, способного дать достаточно быстрый положительный эффект, мы предлагаем осуществить разработку и реализацию комплексных пилотных проектов федерального и регионального уровней, базирующихся на использовании результатов космической деятельности. Эти пилотные проекты должны быть ориентированы на создание законченных систем, решающих конкретные целевые задачи. В рабочую группу поступил целый ряд предложений по реализации таких проектов, например, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) на основе результатов космической деятельности предлагает создание базовой типовой региональной системы энергетической безопасности. Город Москва: в базовой городской системе сосредоточены спутниковые навигации. Новосибирская область: базовая региональная геоинформационная система. Ярославская область: спутниковые системы мониторинга транспорта.
Минсельхоз, Россельхоз России предлагают систему спутникового мониторинга и управления сельским и лесным хозяйствами. В свою очередь, Калужская область предлагает создать межрегиональную систему высокоточного спутникового позиционирования на основе объединения уже имеющихся навигационных систем, и начать можно было бы, например, с соседних регионов: Московской, Ярославской, Калужской областей, где уже есть соответствующие наработки.
Понимая необходимость интеграции усилий не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, в декабре прошлого года в Калужской области была принята целевая программа, направленная на использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития регионов. Типовой паспорт этой программы есть в докладе, который в материалах представлен. И этот вариант документа можно было бы рекомендовать, вероятно, для использования и в других регионах с учетом, конечно, безусловно, каких-то особенностей этих регионов.
Особое внимание при подготовке предложений было уделено вопросам организации государственно-частного партнерства в сфере использования результатов космической деятельности. В частности, обсуждался вопрос о возможном создании российского инновационного фонда развития инфраструктуры использования результатов космической деятельности. Предлагалось даже рассмотреть вопрос об отчислении в этот фонд и части прибыли от коммерческого использования результатов космической деятельности. С учетом опыта уже существующих инновационных фондов Министерства информационных технологий и связи, Министерства образования и науки можно было бы создать подобный фонд, например, при Федеральном космическом агентстве.
При подготовке вопроса рабочая группа выявила серьезную проблему обеспечения различных потребителей картографической основой, особенно на региональном и муниципальном уровнях. По данным Роскартографии, 70–80 процентов имеющихся топокарт устарели. Доля электронных карт в зависимости от масштаба составляет всего пять, максимум двадцать процентов в разных случаях. Особенно актуальна эта информация для более активной реализации 131-го федерального закона, когда муниципалитеты сталкиваются с проблемами при определении границ, решении имущественных вопросов, развитии инфраструктуры, и все это приводит в конечном итоге к серьезным потерям в доходной части муниципальных бюджетов, ибо они просто не могут осуществить налогообложение.
Для обеспечения единства подхода к картографическому обеспечению страны предлагается разработать и утвердить требования к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения. То есть речь идет о создании базовых картографический комплектов.
Снятие избыточных ограничений на точность определения географических координат объектов недвижимости, а также ограничений на использование космических данных дистанционного зондирования высокого разрешения, свободно распространяемых на мировом рынке, дает возможность применять открытые системы координат всеми пользователями, в том числе и субъектами Российской Федерации. Это очень серьезное достижение, об этом много говорилось в последнее время.
Я хотел бы от имени всех своих коллег сказать спасибо за это и Сергею Борисовичу [Иванову], знаю, активное участие Вы принимали в этом, и, конечно же, Вам, уважаемый Владимир Владимирович.
Например, в Калужской области это позволит более широко применять созданную в 2005 году (первую, кстати, в России) спутниковую опорную сеть на базе технологий ГЛОНАСС. В ее составе уже работают шесть опорных станций, перекрывающих всю территорию области.
Отсутствие сформированной системы российских операторов космических услуг приводит к опасному нарастанию влияния на российский рынок зарубежных фирм – производителей и операторов услуг.
В связи с этим мы бы считали необходимым создание инфраструктуры федеральных, региональных и иных операторов услуг, в основе которых лежит использование результатов космической деятельности.
Зная, какое большое внимание уделяется руководством страны и Вами лично созданию и использованию глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, а также оценивая ее колоссальные потенциальные возможности для экономики страны, рабочая группа считает целесообразным сформировать институт операторов, связывающих услуги в области спутниковой навигации.
Использование результатов космической деятельности невозможно без реализации еще одного вопроса – налаживания производства необходимого оборудования. Пока выбор надежного конкурентоспособного отечественного оборудования, надо сказать, недостаточен. Приведу пример. Пять лет назад мы решали задачу организации регионального телерадиоканала. Конкурс на распространение сигнала выиграл европейский спутник "Интелсат-904", с которого сигнал принимается в 15 районах области на станции "Скопус" опять же не нашего, российского, а израильского производства. Оборудование работает надежно, и отечественные аналоги, конечно же, должны быть не хуже, ибо потребители руководствуются не только патриотическими чувствами, но и выбирают наиболее качественную технику. И, наоборот, положительным примером создания и использования российского оборудования может служить запущенная в прошлом году у нас же, в Калужской области, система мониторинга транспортных средств именно на базе ГЛОНАСС/GPS.
В этой связи рабочая группа предлагает включить тему использования результатов космической деятельности в число приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, а технологии практического использования результатов космической деятельности и оказания услуг – в перечень критических технологий Российской Федерации.
В заключение позвольте поблагодарить всех, кто принимал участие в нашей работе. Это представители Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, министерств, федеральных агентств, руководители многих крупных государственных предприятий субъектов Российской Федерации, Российской академии наук и научных центров – спасибо всем.
Хочу выразить особую благодарность Вам, уважаемый Владимир Владимирович, за то, что Вы поддержали необходимость обсуждения этого важнейшего вопроса на заседании президиума Госсовета, за то, что это обсуждение проходит у нас в Калуге – городе, который считается родиной космонавтики. Я надеюсь, что подготовленные нашей рабочей группой предложения окажутся полезными в развитии отечественной космонавтики, в расширении возможностей использования результатов космической деятельности во благо России.
Прошу поддержать эти предложения. Спасибо.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Перминов Анатолий Николаевич, руководитель Федерального космического агентства. Пожалуйста.
А.ПЕРМИНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены президиума Госсовета! Уважаемые коллеги!
Предложенный сегодня для обсуждения на заседании президиума Госсовета вопрос является действительно в настоящее время чрезвычайно актуальным. Эффективное развитие ракетно-космической промышленности способно значительно расширить состав космических услуг и других результатов космической деятельности, активно работающих на экономику страны, на повышение благосостояния ее граждан, на развитие российских регионов.
К настоящему времени отечественной ракетно-космической промышленностью достигнуты достаточно значимые результаты. Развернута и функционирует орбитальная группировка космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения. Создана уникальная технология и наземная инфраструктура, позволяющая решать задачи получения и обработки космической информации, создавать и эксплуатировать спутники различного назначения, выполнять уникальные программы фундаментальных космических исследований на околоземной орбите.
Россия начинает выходить на мировой рынок космических услуг достаточно серьезно и занимает достойные позиции по производству образцов ракетно-космической техники и осуществлению запусков космических аппаратов. Здесь рынок услуг у нас достаточно уверенный, ясный по запускам. И мы в основном за последние три года занимаем первое место в мире по рынку услуг, по запуску космических систем.
Сформированы все условия для решения задач с использованием космических средств в интересах социально-экономической сферы, обороны и безопасности страны. Создан значительный по своим возможностям отечественный космический потенциал.
Сегодня на повестке дня стоит, возможно, не менее сложная задача выстроить систему доведения результатов космической деятельности до конечных потребителей: российских регионов, министерств и ведомств, корпораций, частных фирм, отдельных граждан России, а также до потребителей международного космического рынка. Эта задача имеет высокий государственный приоритет. Ее значимость неоднократно подтверждалась Президентом Российской Федерации. Совершенно очевидно, что космическая деятельность имеет смысл только в том случае, если будет приносить конкретные практические результаты всем, кому они необходимы.
Расширение области применения космических средств и услуг привело к ужесточению требований, предъявляемых и к самой ракетно-космической промышленности. Развитие ракетно-космической промышленности требует рационализации ее структуры, повышения технологического уровня производства, согласованных действий государства, предпринимательского сектора, новых подходов к эффективной реализации проекта. В связи с этим предусматривается выполнение следующих основных задач.
Во-первых, это создание нового облика ракетно-космической промышленности на базе крупных научно-производственных комплексов. Установленная динамика интеграции предприятий отрасли такова, что к 2010 году мы планируем иметь до 14 крупных интегрированных структур. Вы видите это на слайде. Четыре из них уже созданы и создаются, а к 2015 году – 3–4 еще большего масштаба, в которых будет сконцентрировано более 90 процентов активов и численности работающих.
Вторая задача – это модернизация научно-производственных мощностей. В ходе модернизации будет обеспечено доведение уровня промышленного оборудования с возрастом до 10 лет до 35 процентов к 2015 году. Одновременно будет обеспечено поддержание и развитие критических технологий с их подъемом до мирового уровня.
Третья задача связана с диверсификацией производства, обеспечением, созданием и продвижением на рынок высокотехнологичной продукции. Планируется доведение доли гражданской продукции от 20 процентов сегодня до 40 процентов к 2015 году.
Наряду с указанными задачами требуется реализация мер по сохранению и развитию кадрового потенциала.
Решение всех этих задач предусмотрено в недавно утвержденной стратегии развития ракетно-космической промышленности до 2015 года, а также рядом федеральных программ, в первую очередь федеральной космической программой, которая была утверждена в прошлом году, до 2015 года, а также целевой программой "ГЛОНАСС".
В прошедшем году мы начали работу по выполнению федеральной программы, и особое внимание уделялось созданию отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Ведется целенаправленная работа по освоению рынка навигационных услуг для конечных пользователей. Уже введена в опытную эксплуатацию первая очередь подсистемы сбора, анализа и представления результатов гражданским потребителям.
Активно развиваются космические системы связи, вещания и ретрансляции. Мы продолжаем совместную работу с Мининформсвязи по созданию космических средств различного назначения. Это ретрансляция "Луч", персональная спутниковая связь и передача данных "Гонец". В этом году готовится запуск очередного космического аппарата фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания "Экспресс-АМ33".
Развитие орбитальной группировки космических аппаратов связи позволит в ближайшие годы полностью удовлетворить государственные потребности, а к 2015 году развернуть на орбите 26 спутников фиксированной связи и вещания. Это даст нам утроение пропускной способности орбитальной группировки по сравнению с прошлым годом.
Одним из основных достижений отечественной космической науки и промышленности стал запуск в июне прошлого года космического аппарата дистанционного зондирования Земли "Ресурс-ДК" с разрешением получаемых изображений на местности до одного метра. После ввода в эксплуатацию данная система решает актуальные задачи в интересах всех министерств и ведомств. Сегодня можно говорить о преодолении многолетнего кризиса в реализации наблюдений Земли из космоса с применением отечественных космических средств. И у нас сейчас мы имеем уже заказ на работу с этим аппаратом, хотя он дает огромный потенциал, в два раза больше, чем может этот аппарат. Встает вопрос, что нужно немедленно новый аппарат такого типа создавать, и, вероятно, его придется уже создавать на коммерческой основе, используя частногосударственное партнерство.
До 2010 года мы планируем нарастить орбитальную группировку систем мониторинга и восстановить космическую метеорологическую систему. Будут созданы два метеорологических комплекса на базе "Электро" и космического аппарата "Метеор-М". Следует отметить, что по расширению возможностей гидрометеорологического обеспечения у нас есть далеко идущие планы. Роскосмос совместно с Росгидрометом подготовили предложения по созданию космической системы "Арктика", которая дает большие возможности для достижения стратегических целей России занять лидирующее положение в этой области.
И решены будут такие задачи, как непрерывный гидрометеоконтроль, контроль ледовой обстановки по трассе Северного морского пути, районов нефтегазодобычи на шельфе северных морей, непрерывная служебная и аварийная радиосвязь в арктическом регионе. Для Российской Федерации эти задачи особенно актуальны.
После доклада на международном уровне в Европе о проекте данной системы интерес к ее реализации уже проявили Европейское космическое агентство, Канада, Финляндия, ряд скандинавских и других государств.
Таким образом, работа по расширению возможностей отечественной группировки ведется стабильными темпами, а задачи по развитию космических средств на долгосрочную перспективу нам также в полной мере ясны.
В настоящее время нами подготовлена и сейчас проходит согласование в соответствующих министерствах и ведомствах система взглядов на осуществление Россией космической деятельности на период до 2040 года, о чем будет доложено Президенту Российской Федерации на, как уже здесь было сказано, оперативном совещании Совета Безопасности.
Сегодня наша основная цель и задача – обеспечить доведение результатов космической деятельности до пользователей, прежде всего в регионах России.
Я уже докладывал, что заключены соглашения с 41 регионом России, значительное количество соглашений находится в стадии согласования.
Основные направления сегодняшнего взаимодействия – это обеспечение регионов связью, информацией дистанционного зондирования Земли, навигационное обеспечение транспорта, мониторинг стратегически важных объектов и перемещение особо опасных грузов, методическая помощь в использовании результатов космической деятельности.
В лучшую сторону идет работа, и наибольшее развитие она получила в Иркутской, Ростовской, Тамбовской, Ярославской и Калужской областях.
Безусловно, в работе с регионами существует и ряд проблем, которые должны решаться совместными усилиями. Например, потенциальные пользователи в регионах очень поверхностно информированы о возможностях отечественных космических систем.
Сегодня мы, прежде чем доложить Вам на выставке, прошли несколько раз все системы с губернаторами и определились с порядком и сроками исполнения и порядком работы. Конечно, сразу же губернаторы заявили, что надо обеспечить подготовку необходимых специалистов. И мы действительно из своих научно-исследовательских институтов берем на себя ответственность, их не так много нужно, буквально единицы – 10–20 человек для того, чтобы организовать работу в регионах по этим всем направлениям.
Роскосмос внимательно изучил все поступившие в процессе подготовки к заседанию президиума Госсовета предложения и может доложить, что по ряду предлагаемых направлений нами уже ведется активная работа. Готовятся и вводятся регламенты работы с информацией дистанционного зондирования Земли, развивается соответствующее операторское направление в рамках агентства, спланировано решение вопросов картографического обеспечения.
По результатам своей работы рабочая группа президиума пришла к выводам, которые нашли свое отражение в документах, предложенных сегодня вниманию собравшихся. Основной вывод заключается в необходимости активизировать и систематизировать работу по доведению результатов до потребителей. Рабочая группа посчитала целесообразным, и мы полностью это поддерживаем, разработать и начать реализацию специализированной федеральной целевой программы, направленной на обеспечение использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, увязав ее с другими программами, прежде всего с федеральной космической программой. Реализация ее, рассчитанная на 2009–2015 годы как организационная основа государственной политики, поддержана Министерством экономики, Министерством финансов, доложена в Правительство и поддержана всеми структурами в Правительстве.
Также необходимо решить вопрос формирования системы операторов, о чем здесь говорилось, и соответствующей информационной базы. Одновременно целесообразна определенная коррекция нормативной базы отечественной космической деятельности. Все эти шаги способны обеспечить достижение весомых результатов, направленных на дальнейшее развитие российской экономики, социальной сферы, безопасности и науки.
Я выражаю глубокую благодарность всем членам рабочей группы президиума Госсовета за плодотворную в течение полугода работу по данному вопросу. И благодарю Президента, Владимир Владимирович, Вас, за то, что не только этому вопросу, но и в целом всем вопросам космической деятельности России за последние годы лично Вами уделяется огромное внимание. Поэтому есть и положительный результат в этом вопросе.
Спасибо. Доклад закончен.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, прошу, Леонид Дододжонович.
Л.РЕЙМАН: Спасибо, Владимир Владимирович.
Если позволите, коротко добавлю.
Действительно, нет сомнения в актуальности тех вопросов, которые сегодня обсуждаются. Особое значение спутниковые технологии имеют для нашей страны и для ее обширных и малонаселенных районов, таких как Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток, поскольку никакая другая технология, никакие другие системы связи не способны обеспечить предоставление современных услуг приема телевидения и радиовещания в этих регионах.
Надо сказать, что спутниковая группировка гражданского назначения переживала глубокий кризис. С 1995 по 2000 год не было произведено никаких пусков. С 2000 года в рамках постановления Правительства номер 626 "О поддержании и развитии космической группировки гражданского назначения" было проведено 9 пусков, и на орбите работают успешно аппараты "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ", первые – с 5-летним гарантийным сроком эксплуатации и вторые – с 10-летним сроком.
Хочу также отметить, что в 2000 году огромное количество компаний пользовалось иностранным спутниковым ресурсом. Сегодня эта ситуация принципиально изменилась. Российские компании не только пользуются ресурсом отечественных аппаратов, но и отечественные аппараты сегодня обслуживают целый ряд структур в Европе, в Западной Европе. Но тем не менее с момента начала программы прошло семь лет, и у нас целый ряд аппаратов уже выходит за ресурс. Необходимо думать об их замене, поскольку, как я сказал, аппараты "Экспресс-А" имели 5-летний ресурс.
В связи с этим мы на сегодняшний день имеем 4 космических аппарата "Экспресс-АМ", которые по-прежнему обладают работоспособным ресурсом. При этом мы считаем, что потребности Российской Федерации могут быть обеспечены, если на орбите у нас будет 9 аппаратов такого класса. Для решения этой ситуации в ближайшее время в этом году планируется запуск двух космических аппаратов – это "Экспресс-АМ33" и "Экспресс-АМ44". На это в федеральном бюджете предусмотрено соответствующее финансирование в размере 3 миллиардов 375 миллионов.