Перейти к содержимому

Управление ООН по наркотикам и преступности - Преступность

Назад

Борьба с коррупцией и международным отмыванием денег. Выступление Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина на 20-м семинаре ООН/ИНТОСАИ «ИНТОСАИ: активный участник в международной антикоррупционной деятельности», Вена, 11 февраля 2009г.

Уважаемый г-н д-р Мозер!

Уважаемые участники семинара, дамы и господа!

В условиях мирового финансово-экономического кризиса существенно возрастает роль государства в регулировании социально-экономических процессов. В связи с этим первостепенной задачей становится повышение эффективности работы государственного аппарата, что в свою очередь предполагает и усиление борьбы с коррупцией.

В России принят Национальный план по борьбе с коррупцией, который создает правовую основу для борьбы с этим явлением. Правовые основы этой борьбы закреплены в пакете антикоррупционных законов.

Впервые в законотворческой практике в действующее законодательство введено само понятие коррупции, которое сформулировано в соответствии с международными правовыми актами и, прежде всего Страсбургской конвенцией 1999 года.

Также в соответствие с международной практикой внесены поправки в Уголовный кодекс, которые позволяют использовать в отношении коррупционеров такую меру наказания, как конфискация имущества.

Пакет антикоррупционных законов прежде всего ориентирован на предупреждение и профилактику коррупционных проявлений. С этой целью существенно ужесточается контроль достоверности информации об имуществе и доходах чиновников, а также их ближайших родственников.

Кроме того, в законодательство вводится понятие конфликта интересов. Также четко регламентируются ситуации, связанные, например, с возможным трудоустройством чиновника в коммерческие структуры или неинформированием уполномоченных лиц об известных фактах коррупции.

Очень важно победить экономические корни коррупции, ликвидировать избыточные полномочия исполнительной и муниципальной властей и заблокировать коррупционные каналы в системе деловых взаимоотношений государства и бизнеса. Поэтому в пакете антикоррупционных законов предусмотрены унификация прав и обязанностей чиновников, устранение необоснованных запретов и ограничений в области экономической деятельности.

Антикоррупционные законы исходят из необходимости проведения единой и комплексной политики в данной сфере. Борьбу с коррупцией курирует лично глава государства через специально созданный Совет по противодействию коррупции, в состав которого включен Председатель Счетной палаты и другие. На законодательном уровне определены роль и место всех органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией, в том числе и Счетной палаты.

В последние годы Счетная палата принимает активное участие в создании единой общегосударственной системы борьбы с коррупцией. Мы не ограничиваемся лишь выявлением коррупционных преступлений в сфере управления бюджетом, государственной собственностью и национальными ресурсами. Так, проводится систематическая работа по совершенствованию законодательства, укреплению взаимодействия с другими правоохранительными и контрольными органами, а также разработке мер по профилактике внутрикоррупционных рисков.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в Счетной палате разработан собственный План действий, в котором первоочередное внимание уделяется:

-  нормативному обеспечению противодействия коррупции;

-  методологии работы (прикладные аспекты);

-  минимизации внутренних коррупционных рисков;

-  сотрудничеству на различных уровнях.

В рамках этой работы подготовлены поправки к базовому закону «О государственных заказах». Система государственных заказов в России чересчур забюрократизирована, что создает питательную среду для коррупции. Достаточно сказать, что с момента принятия этого закона в 2005 году цены в государственном секторе растут опережающими темпами.

Более того, в условиях глобального финансового кризиса это препятствует реализации государственных мер, направленных на стимулирование экономической активности и поддержку стратегически значимых отраслей экономики. Предлагаемые Счетной палатой поправки к этому закону нацелены на формирование целостной федеральной контрактной системы с единой системой планирования, бюджетирования и администрирования. В предварительном плане они были доложены Президенту и Председателю Правительства и были ими одобрены.

Одним из важнейших направлений антикоррупционной деятельности является также снижение административного давления, которое оказывают на экономику сами контрольные органы. В связи с этим Счетная палата ведет работу по внесению изменений в Бюджетный кодекс, которые направлены на создание в России единой системы государственного финансового контроля и более четкое разграничение полномочий органов внешнего и внутреннего финансового контроля. Это позволит уменьшить дублирование в работе контрольных органов и, соответственно, сократить общее количество проверок.

Счетная палата уже не один год выступает с предложениями по оптимизации деятельности многочисленных контрольных органов с целью снижения оказываемого ими административного давления на экономику. Эти предложения были учтены при подготовке законопроектов, предусматривающих четкий и жесткий порядок планирования и проведения органами государственной власти проверок малого и среднего бизнеса.

Другим важнейшим приоритетом на данном направлении является дальнейшее совершенствование правовых норм в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства и, прежде всего - за неэффективное и нерезультативное использование бюджетных средств. Счетная палата также уделяет большое внимание совершенствованию законодательства, которое регулирует систему управления государственной собственностью. Одним из приоритетов нашей деятельности на данном направлении является совершенствование учета имущества казны и его отражения в финансовой отчетности.
Счетная палата также принимает участие в совершенствовании законодательства о банкротстве с целью ужесточения ответственности за организацию фиктивных банкротств, и их использование как инструмента передела собственности (рейдерства). У нас создана и активно работает Комиссия по борьбе с рейдерством. В настоящее время по обращениям губернаторов ряда регионов ведутся проверки на стратегически значимых предприятиях государственной формы собственности, которые находятся в состоянии банкротства или реструктуризации.

В России сейчас реализуются масштабные инвестиционные проекты с участием государства. При этом механизмы частно-государственного партнерства пока что в полной мере не отработаны как на законодательном, так и практическом уровне, что создает предпосылки для финансовых злоупотреблений и коррупции. Предметом нашего особого внимания является реализация двух наиболее ресурсоемких и международно-значимых инвестиционных проектов - подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и подготовка к проведению саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.

Например, на основании наших рекомендаций была оптимизирована общая схема финансирования подготовки Олимпиады в Сочи, которая позволила четко разделить финансовые потоки, направленные на строительство собственно спортивных объектов и модернизацию региональной и муниципальной инфраструктуры. (Кстати говоря, при этом мы использовали опыт наших британских коллег по обеспечению контроля за подготовкой летней Олимпиады в Лондоне в 2012 году.)

В рамках реализации механизмов частно-государственного партнерства в России создан ряд государственных корпораций, задачей которых является консолидация усилий государства и бизнеса на стратегически значимых направлениях экономического развития, например, в авиастроении или в сфере нанотехнологий. Они по большей части имеют юридическую форму некоммерческой организации, что затрудняет непосредственный контроль над ними со стороны государства. В настоящее время практически со всеми этими корпорациями подписаны соглашения о порядке осуществления контроля над их финансово-хозяйственной деятельностью со стороны Счетной палаты. При этом главным приоритетом для нас становится вопрос эффективности управления финансовыми ресурсами и прогнозирование рисков при использовании бюджетных средств.

Свои коррективы в работу Счетной палаты внес и глобальный финансовый кризис. В России, также как и в других странах, реализуется масштабная программа антикризисных мер, которая предполагает выделение экономике дополнительных средств в размере более 10% ВВП. Получателями средств государственной финансовой поддержки становится широкий круг банков и предприятий всех форм собственности. В связи с этим Счетная палата так перестроила свою работу, чтобы в оперативном режиме осуществлять мониторинг использования государственных финансовых ресурсов по трем основным направлениям: в банках, в крупнейших компаниях-заемщиках и в регионах.

Большую помощь оказывают нам контрольно-счетные палаты регионов, которые представляют информацию о том, насколько эффективно расходуются средства государственной финансовой поддержки на местах. Эту работу координирует созданная в 2000 году Ассоциация контрольно-счетных органов. При этом большое внимание уделяется методологической стороне дела, проведению семинаров и научно-практических конференций, обмену практическим опытом участия контрольных органов в борьбе с коррупцией.

Основной особенностью мирового экономического кризиса является его глобальность, то, что он затрагивает практически все национальные экономики мира. При том, что в каждой стране есть своя специфика, проявления этого кризиса во многом схожи. Например, весьма значительная поддержка, оказываемая государством банкам и другим финансовым институтам, далеко не всегда приводит к улучшению условий кредитования предприятий и населения. В связи с этим Счетная палата поддерживает принятое в октябре прошлого года решение о создание новой Рабочей группы ИНТОСАИ по разработке методологии и организации государственного контроля в условиях международного финансового кризиса.

Методологическая составляющая приобретает все большее значение и в нашем сотрудничестве с правоохранительными органами. Так, совместно с нашими коллегами мы сейчас ведем работу над разработкой и внедрением системы индикаторов, позволяющих оценивать уровень риска коррупции в органах государственного и муниципального управления. Также планируется разработать методику внешней оценки качества систем внутреннего финансового контроля и управления институциональными рисками бюджетополучателей, в том числе задействованных в сфере частно-государственного партнерства.
Конечным итогом нашей работы на данном направлении должна стать разработка методики, которая позволила бы проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Национального плана противодействия коррупция. Это, на наш взгляд, создаст основу для организации системного мониторинга результативности антикоррупционной политики государства.

Одновременно в Счетной палате реализуется комплекс мер, нацеленных на минимизацию внутренних коррупционных рисков. Утвержденный методологический стандарт по планированию нашей деятельности предусматривает, что в план работы, прежде всего, должны включаться вопросы, касающиеся исполнения бюджета и решения наиболее актуальных проблем социально-экономического развития страны. Изменение в план проверок, в том числе и с целью внесения дополнительных объектов допустимы только при наличии соответствующего обоснования, которое рассматривается на Коллегии. В соответствии с международными стандартами борьбы с коррупцией в перечень документов, обязательство соблюдать который должны подписывать все наши работники, введен и Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов.

Наш антикоррупционный план включает в себя также такие меры, как создание специализированного подразделения внутреннего контроля и противодействия коррупции, организация ротации аудиторов, недопущение случаев многократного участия одних и тех же инспекторов в проверках одного и того же объекта.
Важнейшим элементом антикоррупционной деятельности Счетной палаты является укрепление международного сотрудничества. Мы находимся в тесном контексте со специализированными организациями «Группы государств по борьбе с коррупцией» (ГРЕКО), ФАТФ и группой «Эгмонт» и содействуем распространению в России международных стандартов борьбы с коррупцией. Государственный НИИ Системного анализа Счетной палаты в рамках Программы развития ООН в России реализовал пилотный проект, направленный на расширение национального потенциала в области антикоррупционной экспертизы законодательства и улучшения координации деятельности государства и общества в сфере борьбы с коррупцией.

В качестве члена управляющего совета ИНТОСАИ Счетная палата России прилагает усилия для активизации сотрудничества ВОФК на данном направлении. По нашей инициативе в 2001 году была создана Рабочая группа ИНТОСАИ по борьбе с международным отмыванием денег, которая за прошедшие годы смогла внести реальный вклад в дело интеграции ВОФК в международную и национальные системы борьбы с «финансовыми прачечными». Антикоррупционная тематика является одним из приоритетов при развитии нашего сотрудничества в рамках ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ и других международных организаций.

В системе двухстороннего сотрудничества хотел бы особо отметить весьма плодотворный опыт нашего взаимодействия с коллегами из Управления Генерального аудитора Великобритании. Так в 2007 году был обнародован наш совместный доклад, в котором на основании сопоставления опыта двух стран были проанализированы имеющиеся резервы повышения роли Счетной палаты в реализации антикоррупционной стратегии государства.

В январе текущего года мы совместно с нашими коллегами из Счетной палаты Украины начали проверку выполнения совместным российско-украинским предприятием «Компанией Росукрэнерго» обязательств по заключенным внешнеэкономическим контрактам на поставку ОАО «Газпром» природного газа на Украину и его транспортировку через территорию Украины европейским потребителям. Основной задачей этого контрольного мероприятия является выявление возможных коррупционных схем и недопущение повторения ситуации, когда из-за недостаточной прозрачности в реализации российско-украинских договоренностей в газовой сфере страдали европейские потребители.

В Заключение хотел бы отметить, что глобальный экономический кризис, а также принятие специальных национальных программ по борьбе с коррупцией во многих странах создают предпосылки для еще большей активизации сотрудничества по этой проблематике в рамках ИНТОСАИ и других международных организаций ВОФК.

Благодарю за внимание.