Перейти к содержимому

Управление ООН по наркотикам и преступности - Преступность

Назад

Выступление Владимира Андреева, руководителя делегации Российской Федерации на первой сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции.

Иордания, Мертвое море, 10-14 декабря 2006 года

Господин Председатель,

Позвольте, прежде всего, поздравить Вас и членов Бюро с избранием на ответственные посты и выразить уверенность, что под вашим умелым и эффективным руководством первая сессия Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции выполнит в полной мере стоящие перед ней задачи.

Российская делегация, со своей стороны, приложит для достижения такого результата все возможные усилия. Мы осознаем кардинальное значение нынешнего форума как важнейшего следующего шага государств и в целом международного сообщества в интересах противодействия коррупции и налаживания на данном направлении должного международного сотрудничества. Дополнительным подтверждением такого подхода российской стороны является широкий состав российской делегации на Конференции, собравшей представителей практически всех российских ведомств, задействованных в антикоррупционных усилиях.

Господин Председатель,

Разрешите также воспользоваться данной возможностью, чтобы особо и от всего сердца поблагодарить принимающее нашу Конференцию государство - Иорданию - за замечательное гостеприимство и радушие, которые ощущает как российская делегация, так и, я уверен, все остальные участники Конференции.

Господин Председатель,

Уважаемые участники Конференции,

Дамы и господа,

В современных условиях коррупция реально и существенно угрожает социально-экономическому развитию государств. Более того, она способна серьезно нарушать позитивные процессы и в других важнейших сферах - подрывать демократические ценности, авторитет государственной власти, политическую стабильность, нравственные устои.

В каких-то странах коррупционная угроза имеет самые значительные масштабы, в каких-то ее параметры удерживаются, в том числе благодаря энергичным и системным усилиям государств и общества, на менее опасном уровне.

Однако вряд ли у кого может вызвать сомнения тот факт, что в условиях нынешней глобализации буквально всех аспектов современной жизни, эффективное противодействие коррупционным преступлениям - во всех их формах и проявлениях, в том числе трансграничных - возможно только при полномасштабном и эффективном международном сотрудничестве.

В организации и наращивании такого международного сотрудничества роль ООН трудно переоценить. Именно поэтому Россия столь высоко оценивает добротный и во многом новаторский антикриминальный документ ООН - Конвенцию против коррупции. Мы с особым удовлетворением отмечаем вступление этого документа в силу.

Речь действительно идет об уникальном международном договоре, в основу которого положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции и предполагающий отвечающее этой природе разнообразие и многоуровневый характер мер противодействия.

Особое значение этой ооновской Конвенции видим в зафиксированном в ней правиле о том, что конфискованные активы незаконного происхождения, полученные в результате актов коррупции, должны возвращаться в страны происхождения. К другим несомненным достоинствам Конвенции относятся ее развернутые положения, которые могут позволить эффективно осуществлять международное сотрудничество между правоохранительными органами, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности, оказание правовой помощи по уголовным делам, связанным с коррупцией, в том числе выдачу преступников.

Считаем, что Конвенция реально направлена на формирование общего антикоррупционного политико-правового пространства, в значительно большей чем теперь степени свободного от нестыковок национальных юрисдикций, от громоздких процедур правовой помощи, несовершенства механизмов выдачи преступников, то есть, от всех тех правовых барьеров, с использованием которых криминальным элементам пока слишком часто удается уходить от ответственности.

Дополнительное и архиважное значение Конвенции видим в эффективном вкладе, который ее положения могут и должны будут внести в международное сотрудничество и в национальные усилия государств на направлениях предупреждения и пресечения терроризма. Ни для кого не секрет, что коррупция все чаще становится одним из условий, более того, существенным фактором совершения преступлений террористического характера и финансирования терроризма. Как, впрочем, и наркотрафика, нелегального оборота оружия, торговли людьми.

Повторюсь: Россия весьма удовлетворена высокими темпами ратификации антикоррупционной конвенции ООН, ее вступлением в силу.

Это является, по нашему убеждению, безусловным и своевременным подтверждением того, что международное сообщество не намерено мириться с существующим положением дел - с нынешним высоким, а по некоторым направлениям и нарастающим уровнем коррупционной опасности.

Считаем, что Конвенция, а также, собственно, и эта Конференция, представляют собой хорошую основу для совместного и адекватного ответа международного сообщества на брошенный нам всем глобальный коррупционный вызов.

Россия самым эффективным образом поддержала динамичные процессы расширения круга государств-участников Конвенции.

В нашей стране в марте этого года успешно завершены соответствующие национальные ратификационные процедуры, и Конвенция ООН против коррупции уже вступила для России в силу.

Состоявшаяся ратификация этого договора несомненно будет способствовать приведению российского законодательства в соответствие с международными стандартами. В настоящее время такая работа интенсивно ведется.

Хотел бы подчеркнуть, что Российская Федерация дополняет приоритетные и все более успешные анткоррупционные усилия в своих собственных границах все более системным и энергичным подключением к международному антикоррупционному сотрудничеству на глобальном и на региональном уровне.

Так, в июле этого года Россия ратифицировала ключевую Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, благодаря чему Россия становится участником ГРЕКО - Группы государств против коррупции. Прорабатывается вопрос об участии России и в другом советоевропейском договоре - Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года.

В российских государственных структурах в настоящее время также прорабатываются вопросы, касающиеся возможности определения головного органа исполнительной власти, ответственного за противодействие коррупции в широком понимании задачи, или даже создания специального органа с такими полномочиями. При этом отслеживается и досконально изучается имеющийся международный опыт. Предполагаем, кстати, под этим углом смотреть и за развитием дискуссий на нынешней Конференции.

Господин Председатель,

Россия исходит из того, что ключевые, определяющие задачи в противодействии коррупции могут и должны решать, прежде всего, государства - с учетом своих национальных условий. И, естественно, с необходимым подключением институтов гражданского общества, с использованием соответствующего ценного международного опыта, при помощи зарубежных партнеров и международных организаций, предоставляемой в случае такой потребности и по просьбе заинтересованных государств.

Международное сотрудничество в соответствующих сферах - с тем, чтобы быть действительно эффективным, выходить на искомые долгосрочные результаты - должно в полной мере учитывать именно такое реальное распределение ролей в антикоррупционных усилиях.

В повестку дня нынешней Конференции внесен целый ряд действительно ключевых вопросов выполнения антикоррупционной Конвенции ООН. От нашей с вами работы, соглашусь с мнением целого ряда ораторов, очень многого ждут.

Хотелось бы, однако, заметить, что от нас в не меньшей степени ждут и того, что все наши решения будут продуманными, реалистичными, компетентными, действительно основанными на единстве мнений собравшихся здесь государств-участников Конвенции.

Имплементация Конвенции ООН против коррупции - важное, но при этом также и сложное и, во многом, новое предприятие. Оно поэтому требует продуманного, взвешенного и, видимо, поэтапного подхода. Перескакивать через этапы, проявлять торопливость в такой ситуации будет контрпродуктивным. Даже под давлением больших ожиданий со стороны кого бы то ни было - общественного мнения или кого-либо еще. Недостаточная эффективность решений по имплементации других международных договоров не должна быть главным аргументом в пользу тех или иных решений в отношении совершенно самостоятельного и уникального антикоррупционного документа.

Мы, к сожалению, не исключаем, что попытки внедрения неких продвинутых, новаторских схем сотрудничества - даже если эти схемы представляются идеальными при теоретическом изучении - на деле могут привести не к укреплению, а к ослаблению потенциала противодействия коррупции, однозначно имеющегося в Конвенции. В то время, как этот самый потенциал может быть эффективно реализован в национальных условиях тех или иных стран именно в рамках более гибких и мягких, более, может быть, продолжительных по времени схем сотрудничества.

России представляется, что мы должны чрезвычайно осторожно, даже бережно распоряжаться возможностями, предоставляемыми Конвенцией, и, в частности, мы должны всячески избегать риска навредить замечательным перспективам нашего сотрудничества, пусть даже и в стремлении к некоему лучшему или, например, более скорому результату.

Господин Председатель,

Позвольте заверить эту авторитетную аудиторию в твердом намерении Российской Федерации наращивать усилия по противодействию и предотвращению коррупции, по активному и эффективному в этих целях международному сотрудничеству, прежде всего на основе Конвенции ООН против коррупции и в рамках Конференции государств-участников этой Конвенции. Позвольте также выразить надежду, что нынешняя первая сессия Конференции станет стратегическим вкладом в решение задач, стоящих перед государствами и всем международным сообществом в области борьбы с коррупцией.

Благодарю за внимание.