Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

ПК ОДВЗЯИ

Назад

Выступление Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова на пленарном заседании 54-й сессии ПК ОДВЗЯИ 8 октября 2020 г.

      Уважаемая госпожа Председатель,

      Уважаемые коллеги,

Мы обратились с просьбой о срочном созыве пленарного заседания Подготовительного комитета еще 17 сентября. К сожалению, реализовать это удалось только сейчас. В результате не получилось своевременно, как мы рассчитывали, придать необходимый импульс работе Препкома. Состоявшиеся за это время неофициальные консультации не позволили существенно продвинуться вперед. Надеемся, что это удастся сделать в ходе сегодняшнего заседания.

Одним из поводов для просьбы о проведении «пленарки» был крайне неприятный и недопустимый сбой в соблюдении действующих правил работы Комиссии. Напомню о чем идет речь. Поставленное в сентябре на одобрение по процедуре умолчания письмо относительно номинирования кандидатов не встретило поддержки со стороны двух государств. Тем не менее, оно было подписано и разослано всем государствам-участникам. Это беспрецедентный случай в истории многосторонней дипломатии. Исходим из того, что такой сбой произошел непреднамеренно и больше никогда не повторится.

Другим, не менее значимым поводом для просьбы о созыве пленарного заседания, стала крайне нездоровая атмосфера в Подготовительной комиссии. Такого за всю ее 24-летнюю историю не было. Связано это с нерешенностью вопроса о восстановлении права голоса тех государств, которые имеют задолженности в бюджет.

Напомним, что в июле мы с вами, руководствуясь интересами проведения заслуживающих доверия выборов Исполнительного секретаря, пригласили задолжников представить соответствующее обращение до 21 августа. Пообещали им завершить рассмотрение данного вопроса не позднее 15 сентября. Сегодня уже 8 октября, но ни по одному обращению решения так и не принято. Более того, те страны, которые тормозят процесс, до сих пор не удосужились четко и внятно объяснить свою позицию. Такая ситуация, безусловно, наносит существенный ущерб репутации нашей Комиссии, а также основополагающему принципу многосторонности (multilateralism) в вопросах, имеющих отношение к ДВЗЯИ. Страны, попросившие о восстановлении права голоса, несомненно, заслуживают большего уважения. Более того, неурегулированность данного вопроса ставит под сомнение весь ход избирательного процесса. Ведь, если одна из его фаз остается невыполненной, то возникает резонный вопрос, можно ли переходить к последующей. То есть оказывается подорванным само доверие к ходу избирательного процесса. Это может иметь долгосрочные негативные последствия для ПК ОДВЗЯИ независимо от того, кто займет кресло Исполнительного секретаря.

Нужно срочно выправлять нынешнюю ненормальную ситуацию. На наш взгляд, нужно вернуться к тому проекту решения, который был подготовлен Председателем в сентябре. Напомню, он предусматривает, во-первых, восстановление права голоса для всех тех государств, задолженность которых не превышает размера начисленных взносов за последние 2 года. Принятие положительного решения по этим странам полностью соответствовало бы Статье 19 Устава ООН и нашим собственным решениям, принятым в июле. Таких стран еще недавно насчитывалось 10. Теперь их, как мы понимаем, стало меньше. Просили бы Секретариат прояснить фактическое положение дел для учета в проекте решения.

Во-вторых, упомянутый проект предполагает восстановление права голоса еще для пяти стран, которые во взаимодействии с Секретариатом готовят или уже осуществляют план ликвидации задолженности. Положительные решения по ним также соответствовали бы тем критериям, которые мы согласовали в июле.

Преимуществом председательского проекта, таким образом, являются четкие, понятные и объективные критерии рассмотрения полученных заявок. Это принципиально важно. Само собой разумеется, что было бы недопустимым принимать такого рода решения на основе чьих-либо симпатий или антипатий. ПК ОДВЗЯИ как серьезная, деполитизированная структура с техническим мандатом позволить себе этого не может.

Помимо этого, остаются еще полтора десятка стран, которые не подпадают ни под одну из двух вышеупомянутых категорий. Ясно, что, как минимум, некоторые из них имеют основания ожидать удовлетворения поданных ими заявок. Это, например, Йемен, представитель которого на последних неофициальных консультациях напомнил нам о том, что неплатежи в бюджет вызваны всем известными чрезвычайными обстоятельствами. Полагаем, что и целый ряд других стран из этой третьей категории могли бы рассчитывать на позитивное решение. В отношении этой группы стран мы занимаем гибкую и доброжелательную позицию.

      Уважаемые коллеги,

Обсуждаемый нами вопрос носит вовсе не абстрактный характер и не может рассматриваться исключительно с бюрократической точки зрения. Речь идет о необходимости обеспечить нормальное и позитивное взаимодействии государств, входящих в «сообщество ДВЗЯИ». Некоторые из них испытывают объективные трудности. Это должно быть принято во внимание. Отказ в удовлетворении их обращений вряд ли будет способствовать ликвидации задолженности или настроит их на укрепление сотрудничества в рамках Комиссии. Скорее, наоборот. Показательно, что около 30 должников вообще не отреагировали на наше приглашение представить заявки на восстановление права голоса. Это может свидетельствовать об отсутствии всякого интереса с их стороны к работе ПК ОДВЗЯИ. Не следует искусственно расширять круг таких государств.

В практическом плане предлагаем в ходе сегодняшнего заседания сосредоточиться, прежде всего, на сентябрьском проекте Председателя. Большая группа государств тогда оказалась не готова поддержать этот документ, но никаких объяснений этому представлено не было. Как нам показалось, возражения были связаны, главным образом, не со списком стран, а с тем, что проект был представлен в увязке с другим документом. Сегодняшняя дискуссия предоставляет возможность предметно это обсудить.

По итогам просили бы госпожу Председателя распространить доработанный проект для одобрения по процедуре умолчания, которая истекала бы, скажем, в конце рабочего дня в следующую среду 14 октября. На случай, если процедура умолчания будет вскрыта, просили бы запланировать следующее пленарное заседание Комиссии на 15 или 16 октября. Не позднее этого срока мы должны тем или иным образом закрыть вопрос о восстановлении права голоса для должников.

Приглашаем всех коллег к открытой и деловой дискуссии.