Перейти к содержимому

Управление ООН по наркотикам и преступности - Наркотики

Назад

О необходимости новой антинаркотической парадигмы в целях преодоления представленных во Всемирном докладе о наркотиках 2013 года негативных тенденций глобальной наркоситуации. Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Петровича Иванова в штаб- квартире УНП ООН, Вена, 26 июня 2013 года на презентации Всемирного доклада о наркотиках 2013 года (World Drug Report 2013).

Уважаемый г-н Председатель!

Уважаемый г-н Федотов!

Господа! Коллеги!

Всемирный доклад по наркотикам - это, прежде всего, фундаментальный труд, вобравший в себя огромный, гигантский фактологический материал о наркоситуации в мире, во всех странах, тех тенденциях, которые существуют в этой сфере. Он, безусловно, является надежной платформой для разработки наиболее эффективных стратегий по решению этой масштабной проблемы.

Поэтому я бы хотел поблагодарить коллектив Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций и лично г-на Федотова за этот труд.

С учетом предстоящей сессии КНС высокого уровня в следующем году, подводящей промежуточный пятилетний итог реализации Политической декларации и Плана действий 2009 года, представляется целесообразным оценить текущий доклад через призму ключевых проблем антинаркотической политики современного мира.

Это особенно важно в преддверии запланированной на 2015 год специальной сессии Генассамблеи ООН по антинаркотической  проблематике.

Данные Доклада убеждают нас, что центральнойантинаркотической проблемой, стоящей перед мировым сообществом, остается проблема масштабного функционирования планетарного центра наркопроизводства.

Катастрофические итоги этого явления только за годы текущего миллениума - это более 1 миллиона погибших от афганских наркотиков в Евразии, 1 триллион долларов инвестированных в расширение организованной преступности. При этом само производство героина и гашиша в Афганистане приобрело поистине индустриальный характер и со всей очевидностью превратилось в мощный генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор политической дестабилизации ситуации во странах Евразии.

Это уже абсолютно очевидно для всего мира.

Однако констатация этого императива в Докладе отсутствует и соответствующих выводов по этой проблеме не содержит.

Отсутствие адекватной артикуляции в ооновских документах проблемы афганского наркофеномена, по всей видимости, отражается и на непропорциональности усилий в борьбе с наркопроизводством в Восточном и Западном полушариях.

И если в Южной Америке размеры площадей уничтоженных наркопосевов в прошлом году составили более половины от всех наркопосевов, то в Афганистане всего около двух процентов.

В одной только Мексике последние пять лет стабильно уничтожается в 3-7 раз больше опиумного мака в абсолютных числах, чем в Афганистане, а в относительных - в Мексике уничтожается около половины всех маковых посевов, а в Афганистане, - повторюсь, порядка 2-х процентов.

Следующий момент.

Как известно, масштабным инфраструктурным, логистическим звеном наркопроизводства являются нарколаборатории, количество которых только на российском направлении в афганской провинции Бадахшан насчитывается 763.

Поскольку нарколаборатории являются финальным этапом выпуска готовой к реализации наркопродукции, предлагаю отдельным разделом предусматривать в мониторингах Всемирного доклада как динамику их появления, так и их ликвидацию.

Зафиксированный за последние 5 лет пятикратный рост нарколабораторий на российском направлении наглядно отражает рост объемов производимой наркопродукции, что явно диссонирует с предложениями пересмотра в меньшую сторону объемов производства опиатов в Афганистане.

В докладе тонко подмечена тенденция к диверсификации коридоров поставки афганского героина на отдаленные рынки сбыта с интенсификацией маршрутов водным путем через Ирак и восточное побережье Африки - в Европу и Южно-африканскую Республику.

Это свидетельствует о том, что сохраняются старые и осваиваются новые маршруты по наводнению государств Восточного полушария афганским героином. А это, в свою очередь, отчетливо корреспондируется с более чем 20-процентным ростом площадей культивируемого опиумного мака независимо от фиксируемых Докладом административных провинций Афганистана, свободных от мака (poppyfreeprovinces).

Очевидный вывод из сказанного - продолжающийся рост социальной базы наркопроизводства, в том числе, рост количества вовлекаемых как в культивацию опиумного мака, так и в промышленную переработку сырья в нарколабораториях.

Сказанное свидетельствует о том, что реализация нынешних Политической декларации и Плана действий находится под угрозой срыва.

С учетом изложенного, во избежание провала Политдекларации, как это уже было в 2009 году, для достижения целей Политической декларации и Плана действий жизненно необходимо переходить к новой парадигме антинаркотической политики, которая обеспечит достижение поставленных целей.

Поэтому, пользуясь предложением, любезно высказанным Первым заместителем Генерального секретаря ООН г-ном Яном Элиассоном высказывать соответствующие идеи, я бы предложил задействовать важнейший инструмент Организации Объединенных Наций – Экономический и Социальный Совет. Собственно, в эту структуру Комиссия ООН по наркотическим средствам вносит свои предложения. А также задействовать Комиссию по устойчивому развитию. В уставных документах ООН зафиксировано, что в число основных функций именно Экономического и Социального Совета входит разработка программ социально-экономического развития в странах и регионах, нуждающихся в этом. И Афганистан сегодня нуждается в такой помощи. Точно так же, как мировое сообщество оказало поддержку в борьбе с терроризмом в Афганистане, сегодня настала пора мобилизовать усилия международного сообщества, используя уникальный инструментарий ЭКОСОС, для ликвидации инфраструктуры наркопроизводства путем альтернативного развития экономики Афганистана. Тогда мы облегчим наркоситуацию практически в ста странах мира, которые стали потребителями производимой в Афганистане наркопродукции.

 

Благодарю за внимание.