- МАГАТЭ
- ПК ОДВЗЯИ
- Экспортный контроль
- Управление ООН по наркотикам и преступности
- Управление ООН по вопросам космического пространства
- Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
- Международный институт прикладного системного анализа (ИИАСА)
- День России
- 75 ПОБЕДА! 1945-2020
- 60 лет первого полета человека в космос
- Полезные ссылки
- Материалы по Крыму
Управление ООН по наркотикам и преступности - Наркотики
Выступление директора ФСКН России Виктора Иванова на 59-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН, 14 марта 2016 г., Вена
Повышение статуса наркопроблемы до ведущей угрозы
международному миру и безопасности
Спасибо, господин (госпожа) председатель!
Уважаемые дамы и господа!
В преддверии предстоящей Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков хочу представить вашему вниманию предложения по новым мерам и подходам антинаркотической политики, которые позволят кардинально улучшить сложившуюся мировую наркоситуацию.
Прежде всего, предлагаю четко обозначить позицию по отношению к многочисленным призывам легализовать те или иные виды наркотиков: любое ослабление международной системы контроля над наркотиками приведет к трагическим и катастрофическим последствиям.
Самым ярким примером является Китай в XIX и первой половине XX века.
Отсутствие запрета на производство, оборот и потребление опиума привело к взрывному росту наркомании в Китае. Если в конце восемнадцатого века население Китая этот наркотик не знало и не употребляло, то уже к концу девятнадцатого века количество наркопотребителей составило 25 миллионов человек – что составляло пять процентов населения Китая в те годы, а производство опиума в Бенгалии достигло 40 тысяч тонн – это в пять раз больше, чем всего производится опиума сегодня в мире.
Только формирование международной системы контроля над наркотиками, начавшееся с проведения Шанхайской опиумной комиссии в 1909 году, позволило остановить и повернуть вспять этот процесс.
Сегодня снятие запрета на торговлю каким-либо наркотиком с неизбежностью приведет к тем же результатам: взрывному росту потребления и производства этого наркотика.
Вместе с тем, сформированная за последние 100 лет и закрепленная в трех основополагающих конвенциях ООН антинаркотическая политика требует существенного дополнения и умощнения.
Главным недостатком стратегии международного сообщества по борьбе с наркотиками является понимание проблемы наркотиков как преимущественно проблемы преступности и здоровья отдельных людей, т.е., по сути, фиксируется только медицинский и социальный аспект проблемы, при этом за скобки выносится главный аспект – разрушительное действие наркотиков на национальную, региональную и глобальную безопасность.
Это и определяет по сути фиаско стандартных антинаркотических мер и подходов, так как по факту разрозненным действиям международного сообщества противостоит глобальная транснациональная наркопреступность, способная в кратчайшие сроки переходить от накопления финансовых ресурсов от наркоторговли к выдвижению политических целей и превращению в субъект альтернативного политического и геополитического управления.
Хотел бы специально обратить внимание на описание самого процесса.
Для всех уже давно очевидна тесная связь террористических организаций и наркобизнеса. Однако широко распространено ошибочное понимание, что наркотики являются не более чем инструментом финансовой подпитки для террористических организаций. В действительности же ситуация прямо противоположная: террористические организации являются инструментом для капитанов наркобизнеса, по сути, наемной силой, своего рода спецназом наркомафии.
Капитаны наркобизнеса целенаправленно выделяют незначительные средства от своих доходов, не превышающие 5 – 10 %, для формирования подконтрольных им террористических организаций в целях давления на легитимные национальные правительства и физического уничтожения конкурентов по наркотрафику.
Это особенно очевидно на примере стран Латинской Америки в Западном полушарии, где уровень криминального насилия – около 100 тысяч убийств в год – давно перерос в терроризм, но без привычных навязанных в средствах массовой информации атрибутов «исламизма» Восточного полушария. К примеру, в Сальвадоре в июне прошлого года за 72 часа было совершено убийств в два раза больше, чем за целый год в Королевстве Великобритания. И никакого терроризма.
При этом налицо медийная пристрастность, связанная с освещением отдельных единичных случаев имеющего псевдоидеологическую окраску насилия в Восточном полушарии и замалчиванием тысячекратно более масштабного уровня насилия, вызванного наркотрафиком, в Западном полушарии.
Длительное масштабное производство наркотиков порождает транснациональный, трансконтинентальный наркотранзит, в финансовом эквиваленте соразмерный с валовым внутренним продуктом целого ряда стран транзита, что ставит их в ситуацию роста насилия вплоть до гражданской войны.
Такую ситуацию мы наблюдаем не только в Латинской Америке, но и на Ближнем Востоке, в Западной и Восточной Африке на путях героинового и кокаинового наркотрафика.
Наркотики являются неиссякаемым источником для функционирования транснациональной организованной преступности, которая выступает заказчиком терактов, пиратства, торговли оружием и людьми, формирует параллельную власть и нелегальную экономику, способствует ослаблению и распаду суверенных государств.
И неудивительно, что мировой порядок, как и целый ряд государств, подвергаются системной эрозии и направленному разрушению.
В связи с этим необходимо кардинально поднять статус проблемы масштабного производства и транснационального трафика наркотиков, поставив ее в один ряд по своим масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения.
Поэтому необходимо зафиксировать во всех соответствующих документах ООН, что масштабное наркопроизводство, порождающее транснациональные наркотрафики, является угрозой международному миру и безопасности, и тем самым значительно дополнить существующую систему организации борьбы с наркотиками новыми мерами, имеющимися в распоряжении Совета Безопасности ООН.
Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть, что ключевой задачей, стоящей перед нами, является рассмотрение наркопроблемы с точки зрения угрозы безопасности и расширения арсенала тех средств, которые мы в настоящее время используем.
При этом сосредоточением наших усилий должны стать два планетарных центра наркопроизводства – героина в Афганистане и кокаина в Южной Америке, которые в настоящее время генерируют до 50 процентов всех криминальных доходов в мире. В новой глобальной антинаркотической политике должно быть ясно определено: нет планетарных центров – нет соответствующих наркотрафиков и потребления наркотиков.
Необходимо применять против транснациональной организованной преступности, сформировавшей и администрирующей эти два планетарных центра, те же меры, которые мы применяем против руководителей террористических организаций. Ежегодно от афганских опиатов и южноамериканского кокаина погибает более ста тысяч человек, поэтому люди, которые организовали этот процесс и наживаются на нем, должны быть остановлены любыми мерами.
Изложенная мною позиция представлена также в новом российско-итальянском докладе «Обеспечение международной безопасности через глобальную антинаркотическую политику», подготовленном в соавторстве с известным европейским политиком господином Франко Фраттини, презентация которого состоится сегодня в стенах Vienna International Centre.
Благодарю за внимание.