Перейти к содержимому

Управление ООН по наркотикам и преступности - Наркотики

Назад

Выступление Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова на 2-м межсессионном заседании в рамках 61-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам

Уважаемая г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

 

Хотели бы привлечь Ваше внимание к драматическому развитию ситуации в сфере международного контроля над наркотиками в связи с действиями канадских властей. На прошлой неделеканадский парламент большинством голосов одобрил законопроект о легализации марихуаны. По завершении финальных процедур эта законодательная новация вступит в силу, причем произойти это может очень скоро.

 

Реализация этих планов пробьет ощутимую брешь в системе международного антинаркотического права, которое, как известно, допускает производство и использование наркотиков исключительно в медицинских и научных целях. Напомним, что, согласно изданным в 1973 г. официальным комментариям Генерального секретаря ООН, именно это положение стало одним из наиболее значительных достижений Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. Теперь это достижение усилиями канадской стороны оказывается под вопросом.

 

В этой связи Международный комитет по контролю над наркотиками, который обладает международным мандатом на осуществление мониторинга выполнения государствами их юридических обязательств в антинаркотической сфере, в апреле с.г. направил канадским парламентариям письменный брифинг со своими оценками складывающейся ситуации. В этом документе Комитет, в частности, подчеркнул, что упомянутый законопроект не совместим с обязательствами Канады по антинаркотическим соглашениям. Его принятие, по убеждению МККН, означало бы фундаментальное нарушение (“fundamentalbreach”) тех положений конвенций ООН по борьбе с наркотиками, которые являются «абсолютными и однозначными по своей природе». В своем заявлении от 21 июня Комитет высказался еще более определенно: «легализация марихуаны является нарушением Единой конвенции 1961 г. и подрывает международно-правовые рамки контроля над наркотиками».

 

В данном контексте уместно отметить, что в итоговом документе Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 2016 г. по мировой проблеме наркотиков было зафиксировано консенсусное, т.е. разделявшееся и Канадой, мнение о том, что упомянутые конвенции ООН 1961, 1971 и 1988 гг. являются “краеугольным камнем международной системы контроля над наркотиками”. Действия Оттавы грозят этот краеугольный камень, как минимум, пошатнуть.

 

К сожалению, предостережения МККН были проигнорированы в Канаде. Процесс легализации марихуаны идет там полным ходом. Причем канадские власти открыто признают, что рассматриваемый законопроект вступает в противоречие с конвенциями ООН, но считают это вполне допустимым. Сторонники легализации “рекреационного” использования марихуаны пытаются опереться на п.1 преамбулы Конвенции 1961 г. и уверяют, что эта мера якобы будет способствовать защите здоровья и благополучия населения. Данный аргумент совершенно несостоятелен, т.к. означает подмену понятий. Конвенционные нормы как раз и принимались с целью защиты здоровья и благополучия человечества. Что же касается действий канадских властей, то они по смыслу Конвенции влекут за собой ущерб упомянутым здоровью и благополучию. Такая оценка вновь была подтверждена МККН в его заявлении от 21 июня с.г.

 

В Оттаве почему-то рассчитывают, что данное грубое нарушение антинаркотических конвенций останется без внимания со стороны других участников этих международных соглашений.

 

Эти расчеты ошибочны. Хотели бы напомнить канадским партнерам, что упомянутые конвенции являются достоянием всего международного сообщества и что они, как справедливо указывает МККН, основаны на принципе общей и совместной ответственности всех государств-участников. Оттава не вправе единолично принимать решения по вопросам, затрагивающим целостность конвенций ООН, и продвигать селективный подход к их выполнению, открывая тем самым «ящик Пандоры». Если и другие страны последуют канадскому примеру, то весь международный режим контроля над наркотиками подвергнется глубокой эрозии и может быть разрушен. Это совершенно недопустимо.

 

Планы канадских властей легализовать наркотики приобретают особо вызывающий характер в свете того, что Оттава в настоящее время является членом Комиссии по наркотическим средствам. То есть, страна, которая в силу этого статуса должна стоять на страже неукоснительного соблюдения конвенций ООН, на деле разрушает их изнутри.

 

Считаем, что это обстоятельство, в случае вступления законопроекта в силу, должно стать предметом самого пристального рассмотрения нашей Комиссией, в том числев ходе предстоящего в 2019 г. министерского обзора положения дел в сфере борьбы с наркотиками.

 

Пользуясь случаем, хотели бы выразить полную поддержку принципиальной позиции Международного комитета по контролю над наркотиками и добросовестному осуществлению им своего мандата. Хотели бы также подчеркнуть важность ответственного и всеобъемлющего, а не избирательного выполнения конвенций ООН всеми их участниками.

 

И последнее. Власти Канады часто заявляют о стремлении к построению «основанного на правилах миропорядка» (“rules-basedworldorder”). К сожалению, на практике в антинаркотической сфере они действуют в противоположном направлении, подрывая базовые правила, причем носящие юридически обязывающий характер. Хотели бы еще раз напомнить, что в соответствии со ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров, государство-участник международного договора обязано добросовестно соблюдать возложенные на него международно-правовые обязательства (pactasuntservanda). Кроме того, согласно ст. 27 этой же Венской конвенции,оно не может ссылаться на внутреннее право в качестве оправдания невыполнения им положений международного договора.

 

Призываем канадских партнеров вернуться в лоно международного права в соответствие с теми принципами и задачами, которые они декларируют. Как мы понимаем, новый закон предполагается полностью ввести в силу 17 октября. У Канады таким образом остается достаточно времени для того, чтобы пересмотреть нынешнюю позицию и воздержаться от грубейшего нарушения международного права, которое может иметь самые разрушительные последствия. Хотелось бы надеяться, что в Оттаве в конечном счете возобладает ответственный подход к этому вопросу.