Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

Актуальная информация

Назад

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене А.Ю.КАРПОВА на 56-й сессии Рабочей группы по вопросам проверки (РГБ) ПК ОДВЗЯИ (Вена, 9 марта 2021 г.).

 

      Господин Председатель,

Признательны Вам, г-н С.Березин, за Ваш профессиональный подход и учет мнений всех делегаций при подготовке к нынешней сессии РГБ. В условиях сохраняющихся ограничений, связанных с пандемией коронавируса, работа Группы должна быть сосредоточена исключительно на решении наиболее важных и неотложных вопросов, от которых зависит нормальное функционирование Организации. Обеспечение перевода на все официальные языки ООН считаем непременным условием работы сессии. В отсутствие реальных перспектив для вступления ДВЗЯИ в силу не видим необходимости в искусственном форсировании деятельности по созданию верификационного механизма Договора, тем более, когда для этого имеются объективные причины.

      Господин Председатель,

Хотели бы приветствовать ратификацию ДВЗЯИ Кубой и Коморскими островами, с присоединением которых количество стран, подписавших Договор составило 185, а его ратифицировавших - 170. Считаем это хорошим стартом нынешнего юбилейного для ДВЗЯИ года, когда исполняется 25 лет со дня открытия Договора для подписания. Отмечаем личный вклад Исполнительного секретаря ПК ОДВЗЯИ Л.Зербо в усилия по универсализации Договора.

      Господин Председатель,

Положительно оцениваем работу Временного технического секретариата (ВТС) ПК ОДВЗЯИ по адаптации деятельности Комиссии к работе в удаленном режиме. Благодаря своей слаженной работе Секретариат обеспечил эффективное выполнение ключевых задач Организации в чрезвычайных условиях.

Несмотря на пандемию, продолжалась работа по строительству и сертификацию станций Международной системы мониторинга (МСМ), в том числе в самых удаленных труднодоступных районах с суровыми погодными условиями. В октябре 2020 г. в дистанционном режиме состоялась сертификация расположенной за полярным кругом в Норильске российской радионуклидной станции (RN-55). Это первый опыт удаленной сертификации объектов МСМ в истории Комиссии, а также пример успешного использования инновационных подходов для обеспечения непрерывной работы Организации. С вводом в строй норильской станции полностью завершено создание российской радионуклидной сети МСМ. Для окончания работ по созданию российского сегмента мониторинга остается ввести в строй лишь 3 станции.

В сохраняющихся чрезвычайных условиях считаем важным дальнейшее обеспечение выполнения программной деятельности Комиссии, а также сохранение сбалансированного подхода к созданию и финансированию всех трех основных элементов верификационного механизма ДВЗЯИ – МСМ, Международного центра данных (МЦД) и инспекции на месте (ИНМ).

      Господин Председатель,

В связи с решением отказаться из-за пандемии от проведения второго и третьего сегментов учений по инспекции на месте (ИНМ) полагаем, что потребуется перестройка и адаптация всей работы Комиссии на инспекционном направлении. Считаем важным сохранить наработки и созданный в ходе подготовки к упомянутым учениям потенциал, включая  поддержание должного уровня подготовки «суррогатных» инспекторов, прошедших третий и более ранние циклы обучения. Нам всем вместе необходимо подумать, как провести оценку третьего этапа создания режима ИНМ, а также использовать вынужденную паузу с пользой для дела, возможно, путем проведения штабных учений ограниченного масштаба по отдельным инспекционным технологиям. Ожидаем от ВТС конкретных предложений по выстраиванию дальнейшей работы в сложившихся условиях.

Отмечаем опубликование итогового доклада о выполнении Плана действий в области ИНМ за 2016-2019 гг. Мы удовлетворены результатами проделанной работы по реализации этого Плана. Признательны также Секретариату за подготовку предварительных списков оборудования по ИНМ, а также перечней по отдельным инспекционным технологиям. Необходимы тщательное изучение и проработка упомянутых документов с участием профильных специалистов.

      Господин Председатель,

Процесс реализации Плана поэтапного ввода в эксплуатацию МЦД должен быть транспарентным и осуществляться под непосредственном наблюдением со стороны государств-участников и с учетом их рекомендаций. Считаем необходимым продолжение полезной практики регулярного информирования Секретариатом о промежуточных результатах работы на этом направлении.

Исходим из того, что до выработки и утверждения Комиссией четкого руководства в отношении использования мобильных установок для обнаружения радиоактивных благородных газов, как это предусмотрено решением 52-й сессии ПК ОДВЗЯИ, Секретариату необходимо проявлять сдержанность и не начинать новые проекты в этой области.

Скажем больше – российская делегация не сможет согласиться с изменением конфигурации системы МСМ или подключением к системе мониторинга объектов, не входящих в нее по ДВЗЯИ, в обход предусмотренных в Договоре процедур, которые могут быть применимы только после его вступления в силу.

Любое внедрение новых технологий и программных систем потребует обсуждения и соответствующих решений Комиссии.

      Господин Председатель,

Полагаем, что в отсутствие возможности проведения заседаний с физическим присутствием технические дискуссии в закрытой экспертно-коммуникационной сети ПК ОДВЗЯИ под руководством координаторов соответствующих направлений будут носить предварительный характер и не станут основанием для выхода на конкретные решения и рекомендации Комиссии. Окончательно определиться по таким вопросам мы могли бы в ходе последующих очных заседаний РГБ.

Благодарю за внимание.