Перейти к содержимому

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Назад

Тезисы выступления А.Г. Реуса на 144-ой очередной Конференции ОПЕК.

Вена, Австрия

Уважаемые дамы и господа!

Благодарю руководство ОПЕК за любезное приглашение принять участие в очередной сессии Конференции министров нефти стран-членов ОПЕК в качестве наблюдателя. Я рад предоставленной мне возможности в очередной раз выступить перед столь представительной аудиторией.

Позвольте мне, по поручению Министра промышленности и энергетики РФ господина Христенко высказать несколько тезисов в развитие начатого в прошлом году энергодиалога в рамках председательства России в "Группе восьми". С одной стороны, для подведения некоторых итогов по реализации инициатив России, с другой - для приглашения стран, входящих в ОПЕК, к совместному продолжению этой работы.

Как вам хорошо известно, на повестку дня саммита "Группы восьми" в 2006 году по предложению России была вынесена тема глобальной энергетической безопасности. Цель данного направления международного сотрудничества - надежное обеспечение мировой экономики и населения энергией по приемлемым ценам и с минимальным ущербом для окружающей среды. Такая трактовка была предложена Россией с учетом собственного позиционирования на глобальном рынке. Мы понимаем проблему энергетической безопасности не как свою собственную, внутригосударственную, а как проблему, которую можно решить только системно, усилиями всего мирового сообщества. И это понимание сформировано на основе учета положения России на энергетической карте мира.

Мы проанализировали материалы ведущих международных энергетических организаций, таких, как МЭА, КЭРА, МЭФ, открытого недавно в Москве Центра устойчивого энергетического развития, провели собственный анализ и пришли к выводу, что ситуация в сфере энергетической безопасности в ближайшие десятилетия будет определяться двумя ключевыми факторами.

Во-первых, мировая экономика будет требовать все больше энергии для своего стабильного развития. Причем, более 70% роста спроса на энергию до 2030 года придется на развивающиеся страны (на Китай - 30%).

Во-вторых, в структуре мирового топливно-энергетического баланса до 2030 года продолжат доминировать углеводородные источники.

Так будет развиваться энергетика в ближайшие десятилетия, несмотря на стремление многих стран (включая Россию) развивать альтернативные и возобновляемые источники энергии. Это означает, что поиск ответов на вызовы глобальной энергетической безопасности следует искать в рамках существующей энергоструктуры при постоянном поиске новых прорывных экономически целесообразных альтернативных решений.

В ходе многочисленных консультаций с нашими зарубежными партнерами мы постоянно повторяем, что отождествление глобальной энергетической безопасности с "безопасностью предложения", т.е. со все той же вульгарно понимаемой "энергетической независимостью", является контрпродуктивным. Концентрация всех рисков на стороне поставщика, в конечном счете, не способствует безопасности поставок. Поэтому мы пытаемся донести до мирового сообщества это понимание, а также используем инструменты разделения рисков (в том числе взаимное участие в активах энергетических компаний стран поставщиков и стран потребителей). Это один и инструментов повышения устойчивости глобального энергообеспечения. Из последних наиболее успешных действий в этой сфере следует выделить договоренности "Газпрома" с его алжирскими, германскими, итальянскими и французскими коллегами. А также активность российских нефтяных компаний в даунстрим-секторе на рынках США и Европы.

При этом вклад России в обеспечение энергетической безопасности, стабильности поставок - это 2% годового прироста добычи "черного золота" (что выше среднемирового уровня) и диверсификация нефтяной инфраструктуры, хотя мы не стремимся занять первое место в мире по добыче и экспорту нефти. Для такой страны, как Россия, это задача носит слишком упрощенный характер. Ресурсно-сырьевое лидерство - это лишь один из возможных вариантов реализации потенциала нашей страны как глобального энергетического игрока. У нас есть задел в энергетическом машиностроении, атомной энергетике, огромный гидроэнергетический потенциал, ряд перспективных разработок в альтернативной энергетике. И самая верная постановка задачи для государственного управленца в такой ситуации - это правильное определение приоритетов с целью максимизации экономического эффекта. Наша цель - диверсификация и ускоренное развитие нашей экономики.

И здесь мы можем отметить заметный прогресс в продвижении Россией ряда нефтяных инфраструктурных проектов:

  • осуществлено расширение Балтийской трубопроводной системы с 12 млн. т в год в декабре 2001 г. до 65 млн. т в год в апреле 2006 года, что позволило значительно увеличить поставки нефти на рынок северо-запада Европы. К концу ноября 2006 г. мощность этой системы была увеличена до 74 млн. т в год, что позволило значительно увеличить поставки нефти в Западную Европу;
  • направлено на государственную экспертизу обоснование инвестиций в строительство нефтепровода Харьяга-Индига мощностью 12 млн. т в год, которое будет способствовать реализации экспортного потенциала Тимано-Печоры;
  • строится магистральный трубопровод Восточная Сибирь - Тихий Океан (мощность первого этапа - 30 млн. тонн в год; мощность всего проекта - 80 млн. тонн в год);
  • осуществляется проект Бургас-Александруполис мощностью 35 млн. т и с возможностью расширения до 50 млн. т, который позволит решить проблему пропускной способности черноморских проливов.

По состоянию на конец 2005 года мощности компании "Транснефть" для поставок нефти в страны дальнего зарубежья составили 221 млн. тонн в год, и этот показатель имеет тенденцию к росту (к концу 2006 года он составил 230 млн. тонн). С учетом ожидаемых темпов роста мирового рынка нефти, установок Энергетической стратегии России на период до 2020 на диверсификацию экспортных поставок и незначительного увеличения объема транзита предусматривается сохранение объемов поставок нефти на европейский рынок и увеличение поставок нефти в страны АТР и США, Это позволит довести долю экспортной российской нефти в объемах конечного потребления в Европе до уровня 20%.

Кроме того, Россия ведет работу по созданию прозрачного инвестиционного климата. Эта работа предполагает совершенствование и развитие законодательной базы, понятного и последовательного упрощения налогового режима, отсутствие необоснованных административных барьеров, безусловное исполнение контрактных обязательств и наличие доступа к эффективным процедурам разрешения споров. Мы осуществляем также целый ряд мер по формированию прозрачного и эффективного внутреннего энергетического рынка - естественно, учитывая при этом специфику разных отраслей ТЭК.

Отдельные детали нынешнего глобального энергетического диалога, да и сам факт его нарастающей интенсивности (а подчас и напряженности) позволяют нам сделать вывод о том, что усилия нашей страны по продвижению концепции глобальной энергетической безопасности не прошли даром. Мир больше не говорит только о "безопасности и диверсификации поставок", "полной энергетической независимости", безусловной опасности развития атомной энергетики и т.д. Все эти концепции позволяли взглянуть на энергобезопасность только с одной стороны - со стороны потребителя.

Однако дискуссия прошлого года позволила изменить принципы, даже сам язык обсуждения энергетических вопросов на глобальном уровне. И теперь на переговорах с нашими иностранными коллегами мы обсуждаем диверсификацию экспортных маршрутов добывающих стран, инструменты разделения рисков по всей энергетической цепочке, ведем поиск механизмов гармонизации и координации политик и стратегий основных игроков энергорынка.

В развитие принципов, зафиксированных в документах саммита "Группы восьми", мы начали процесс обсуждения и координации нашей Энергостратегии с долгосрочными документами других ключевых игроков мирового энергетического рынка с целью минимизации рисков на рынке энергоносителей. В этой связи мы приветствуем завершение работы в Японии над энергостратегией страны. Мы активно взаимодействуем с ЕС в ходе доработки "Зеленой книги" по энергетике.

В октябре прошлого года мы провели конференцию по сопоставлению энергостратегий России и ЕС. Мы надеемся на тесную координацию и активное взаимодействие в этих вопросах с ОПЕК и другими важнейшими игроками на рынке энергоносителей. Кроме того, мы приступаем к комплексу работ по уточнению Энергетической стратегии России с пролонгацией ее до 2030 года. Этот процесс абсолютно прозрачен, при этом мы будем учитывать в работе результаты консультаций с нашими партнерами, и я призываю Вас стать участниками этого процесса.

Выступая за совершенствование глобального энергетического рынка, Россия предлагает мировому сообществу координировать свои действия в области энергетики. Цель этой координации - обеспечение предсказуемости и надежности функционирования рынка, в том числе на основе информационного обмена. Активными участниками этого процесса должны стать международные энергетические организации. Такие действия являются прямым следствием реализации модели многополярного мира, как в политическом аспекте, так и в аспекте обеспечения энергетической безопасности.

В 2006 году нам удалось уйти от утилитарного восприятия проблемы энергобезопасности как проблемы чисто сырьевой, мы говорили об энергобезопасности в технологическом, социальном и, что важно, гуманитарном аспектах. В конечном итоге, отход от описанной выше изоляционистской модели, своего рода "энергетической автаркии", развитие способности договариваться, изменение культуры потребления энергии - это вопрос в значительной степени гуманитарный, требующий адекватного информационного обеспечения. Любая монополия, в том числе на информацию в энергетическом мире, не способствует созданию сбалансированного рынка. Поэтому при обсуждении проблем глобальной энергетической безопасности мы призываем к информационной открытости. В рамках такого подхода хочу проанонсировать участие министра Христенко в апрельской встрече в Катаре. Страны производители газа должны более плотно координировать между собой политику, связанную с разведкой новых месторождений. Это отличается от тех целей, ради которых создавался ОПЕК. Но чем разнообразнее формы сотрудничества, тем устойчивее система глобальной энергобезопансости.

Спасибо за внимание.