Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

ПК ОДВЗЯИ

Назад

К вопросу о возможности «временного применения» ДВЗЯИ

В связи с вновь звучащими идеями о «временном применении» ДВЗЯИ хотели бы изложить позицию Российской Федерации по данному вопросу.

 

Предложения о «временном применении» ДВЗЯИ неоднократно звучали как в ходе переговоров по Договору, так и после создания ПК ОДВЗЯИ. Обсуждение этого велось в том числе с привлечением юридических служб Секретариата Комиссии и государств-участников. Дискуссии подтвердили опасность и контрпродуктивность для Договора реализации идей «временного применения», а также отсутствие правовых оснований для их практического осуществления.

 

В Статье XIVсамого ДВЗЯИ («Вступление в силу») речь идет о вступлении в силу Договора исключительно «после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в Приложении 2 к настоящему Договору». Заложенные в ДВЗЯИ условия вступления в силу на основе ратификации Договора 44 государствами, обладающими значительным ядерным потенциалом, являются хорошо продуманными, взвешенными и наиболее оптимальными. Данная формула обеспечивает прочное связующее звено между нераспространенческим аспектом ДВЗЯИ и его универсальным характером. Каких-либо других условий на данный счет Договором не предусмотрено.

 

В пункте 2 данной Статьи также говорится, что если «Договор не вступает в силу через три года после даты годовщины его открытия для подписания, депозитарий созывает Конференцию государств, которые уже сдали на хранение свои ратификационные грамоты, по просьбе большинства этих государств. Эта Конференция рассматривает, в какой мере соблюдено требование, изложенное в пункте 1, и рассматривает и решает консенсусом вопрос о том, какие меры, совместимые с международным правом, могут быть приняты для ускорения процесса ратификации с целью содействовать скорейшему вступлению в силу настоящего Договора».

 

Как уже сказано, никаких консенсусных решений о возможном «временном применении» Договора на таких конференциях не принималось. Более того, вряд ли такие решения вообще могут быть приняты консенсусом в будущем, поскольку они будут дискриминирующими в отношении стран, уже подписавших и ратифицировавших ДВЗЯИ.

 

С юридической точки зрения идея «временного применения» также выглядит несостоятельной и несовместимой с международным правом. Так, в Венской Конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 года) содержится Статья 25 «Временное применение». Ей предусматривается, что «Договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: а) это предусматривается самим договором» - этого положения, как известно, там нет. «Или б) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом». Таких договоренностей не было и их достижение вряд ли вообще возможно.

 

В той же Статье 25 говорится, что «временное применение договора или части договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства, между которыми временно применяется договор, о своем намерении не становиться участником договора».

 

Таким образом, даже если предположить, что договоренность о «временном применении» ДВЗЯИ каким-либо фантастическим образом достигнута, то государства, заявившие о своей неготовности подписать или ратифицировать ДВЗЯИ, будут выведены из-под международной нормы запрещения ядерных испытаний. Речь, в первую очередь, идет о США, заявивших не только о  неготовности идти на ратификацию Договора, но и допускающих возможность возобновления ядерных испытаний. Именно на США – инициаторе этого Договора – лежит основная ответственность за его судьбу.

 

Обязательствами не будут связаны Индия, Пакистан и КНДР, неоднократно заявлявшие, что не собираются подписывать и ратифицировать ДВЗЯИ. Частично это относится и к Израилю, который обставляет свое полноценное участие в Договоре дополнительными условиями. Другими словами, идея о «временном применении» ни в коей мере не решает главной задачи - превращения ДВЗЯИ в универсальную международно-правовую норму. По существу «временное применение» запрета на ядерные испытания не улучшает существующую ситуацию вокруг Договора. Эту задачу решают только положения Статьи XIVДоговора. Таким образом, путь к действующему ДВЗЯИ лежит через ратификацию Договора государствами из Приложения 2 к нему.

 

Кроме того, следует упомянуть, что контрольный механизм ДВЗЯИ не существует сам по себе, но является неотъемлемой частью Договора и сможет полноценно функционировать только после его вступления в силу.

 

По упомянутым причинам Российская Федерация, ратифицировавшая ДВЗЯИ еще в 2000-м году, категорически не может согласиться с идеей «временного применения» Договора.

 

Ввод в действие Договора полностью или частично через специальное решение или резолюцию Совета Безопасности ООН также нельзя рассматривать в качестве реальной опции, поскольку такого рода вопросы не относятся к компетенции Совета.

 

Исходя из изложенного, призываем активизировать целенаправленную совместную работу по содействию вступлению в силу Договора в строгом соответствии с его Статьей XIV.