Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

МАГАТЭ

Назад

Проверка и мониторинг в Иране в свете резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН. Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п. 3 предварительной повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ

Уважаемая госпожа Председатель,

 

Ситуация вокруг СВПД вызывает самую серьезную и постоянно растущую обеспокоенность. Судя по прозвучавшим заявлениям, многим странам в силу разных причин, включая сильнейшее давление со стороны США, хотелось бы найти способ возложить всю ответственность за сложившуюся ситуацию именно на Иран. Подобные настроения глубоко ошибочны. Бороться нужно не со следствиями, а с причинами нынешнего кризиса, который возник в мае 2018 года, когда США объявили о выходе из «ядерной сделки». По сути США нарушили свои нераспространенческие обязательства в части, касающейся СВПД. То обстоятельство, что Совет управляющих так и не дал принципиальной оценки линии поведения США, достойно глубокого сожаления.

 

Давайте смотреть правде в глаза. Именно необоснованный выход США из «ядерной сделки», грубейшее нарушение американцами резолюции СБ ООН 2231 и ст.25 Устава ООН и попытки препятствовать соблюдению СВПД его оставшимися участниками с помощью нелегитимных экстерриториальных санкций, нарушающих суверенитет государств, привели нас к нынешнему тревожному положению дел. Политика «максимального давления» на Иран, как мы видим, обратилась в прямую угрозу не только региональному, но и международному миру и безопасности, грозит подрывом глобального режима ядерного нераспространения.

 

Очевидно, что стремление Вашингтона спровоцировать Иран на дальнейший отход от требований СВПД и подрыв сотрудничества с МАГАТЭ направлены не на заключение некой «большой и хорошей сделки», а на оправдание возможного силового сценария, который оказался бы губительным не только для всего региона Персидского залива, но и неизбежно сказался бы на безопасности стран далеко за его пределами. Цинично в этом контексте звучат и уверения Вашингтона в том, что он заинтересован в надежной проверочной деятельности Агентства в ИРИ. На самом деле американская линия чревата риском подрыва верификационной работы МАГАТЭ в Иране.

 

Еще одним ярким примером нарушения США своих обязательств стало решение американской стороны восстановить односторонние санкции в отношении одного из ключевых элементов СВПД — проекта по перепрофилированию иранского объекта в Фордо под производство стабильных изотопов. Видимо, наши американские коллеги не хотели бы, чтобы на этом объекте производились медицинские препараты, и вместо этого предпочли бы, чтобы завод использовался в других ядерных целях? Не смущает ли Вашингтон то обстоятельство, что разрушительная энергия санкций в данном случае направлена на сугубо гуманитарный проект по производству медицинских изотопов для лечения онкологических заболеваний? Подобные безответственные шаги требуют самой решительной реакции, в первую очередь от остающихся участников «ядерной сделки». Эту тему необходимо будет обсудить в ходе следующего заседания Совместной комиссии СВПД.

 

Американские попытки оправдать свою недоговороспособность, переводя стрелки на Тегеран, никого не должны вводить в заблуждение. Иранские меры по приостановке добровольных обязательств по СВПД, включая возобновление обогатительных работ на Фордо, являются исключительно ответной реакцией на политическую кампанию США, направленную против «ядерной сделки». Это можно было бы предотвратить или даже повернуть вспять, если бы США перестали подрывать СВПД и вернулись к соблюдению Устава ООН и резолюции 2231 СБ ООН.

 

Принципиально важно, что все меры, предпринятые Ираном, носят полностью обратимый характер на тот случай, если изначально заложенный баланс «ядерной сделки» будет восстановлен. Иранская ядерная программа по-прежнему находится под интрузивным контролем МАГАТЭ, что гарантирует отсутствие каких-либо распространенческих рисков. Повторю еще раз: какие-либо распространенческие риски отсутствуют. Российские специалисты продолжают тесное взаимодействие с иранскими партнерами с целью создания условий и защищенной среды для продолжения начатых на Фордо работ. Рассчитываем, что европейские партнеры будут энергично работать в пользу поддержания жизнеспособности «ядерной сделки».

 

Тревожными представляются попытки некоторых стран спекулировать на теме найденных в ИРИ следов антропогенного урана. Попытки придать этой теме политическое звучание выглядят неубедительно, учитывая, что речь, скорее всего, идет о частицах урана, подвергшегося обработке может 15, может 30 лет назад. Отчетливо видно, что подобные вбросы направлены исключительно на то, чтобы накалить обстановку вокруг Ирана. Необходимо дать возможность МАГАТЭ и Тегерану прояснить в полном объеме все вопросы на основе стандартных гарантийных процедур в соответствии с Соглашением о всеобъемлющих гарантиях и дождаться окончательных результатов. Ни о каких угрозах распространения речи не идет.

 

Обеспокоены в этой связи тем, что Секретариат МАГАТЭ пошел на отступление от мандата, установленного решениями Совета управляющих в 2015 г, и включил в нынешний доклад, который касается исключительно выполнения Ираном своих обязательств по СВПД, информацию о применении гарантий в ИРИ. Крайне озабочены утечками этой конфиденциальной информации в СМИ, где она была тут же раздута и встроена в политически ангажированную аргументацию противников СВПД.

 

Если у Агентства возникают какие-либо вопросы, требующие внимания СУ, то их следует включать в ежегодные доклады о применении гарантий, как и в случае с любой другой страной. Никаких причин делать исключения для Ирана, кроме политических, нет. Гарантии МАГАТЭ в ИРИ должны применяться так же, как и в любой другой стране, как это прописано в соответствующих резолюциях Совета.

 

Российская сторона привержена дальнейшей совместной работе с остающимися участниками и многочисленными сторонниками «ядерной сделки» по поиску взаимоприемлемых решений всех проблем, стоящих на пути устойчивой реализации СВПД. Альтернативы этой договоренности нет.

 

Мы отмечаем стремление французской стороны и коллег из Европейской внешнеполитической службы найти выход из этой ситуации. Надеемся, что эти усилия принесут позитивные результаты.

 

Российская сторона будет продолжать всемерно способствовать сохранению и надлежащему выполнению СВПД. Готовы и далее содействовать восстановлению изначально заложенного в «ядерной сделке» баланса интересов.

 

Благодарю Вас, госпожа Председатель.