Перейти к содержимому
Твиттер

Фейсбук

Телеграм-канал

ВКонтакте

МАГАТЭ

Назад

Выступление делегации Российской Федерации по пункту 5 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ (Вена, 14 сентября 2020 года)

Ядерная и радиационная безопасность

Уважаемая госпожа Председатель,

Делегация Российской Федерации принимает к сведению представленный Совету управляющих доклад Генерального директора «Ядерная и радиационная безопасность». Убеждены, что консенсусные резолюции Генеральной конференции должны оставаться основным руководящим документом при определении направлений и параметров программной деятельности Агентства в этой области.

Подтверждаем нашу неизменную поддержку соответствующих программ МАГАТЭ. Твердо исходим из того, что основную ответственность за обеспечение ядерной безопасности на национальном уровне несут сами государства-члены Агентства. Роль МАГАТЭ заключается в том, чтобы оказать им своевременную поддержку, прежде всего, техническую и экспертную, а также предоставить площадку для обмена профессиональным опытом.

Поддерживаем усилия Агентства по универсализации Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции без их расширительного толкования. Хотели бы напомнить, что Россия в качестве основы для формирования единого режима ответственности за ядерный ущерб рассматривает Венскую конвенцию 1963 года.

Позитивно оцениваем деятельность Агентства по совершенствованию норм ядерной безопасности МАГАТЭ на основе накопленного государствами-членами опыта. Убеждены, что такая работа при любых условиях должна сохранять неконъюнктурный характер.

Глобальный спрос на услуги и экспертизу МАГАТЭ неуклонно растет. Скорее всего, ядерная безопасность продолжит оставаться в фокусе внимания, а

 

от качества работы Агентства во многом будет зависеть доверие международного сообщества к мирному атому. Считаем исключительно важным беречь международный консенсус по вопросам ядерной безопасности, который служит залогом того, что поставленные государствами-членами Агентства цели в сфере мирного использования будут достигнуты.

Отмечаем расширение спектра консультативных услуг и независимых партнерских рассмотрений, актуализацию их круга ведения и функциональных модулей. Призываем Секретариат обеспечить максимальную транспарентность в этом и тщательный учет мнений государств-членов. Неизменно исходим из того, что соответствующие миссии МАГАТЭ имеют исключительно добровольный характер.

Хотели бы привлечь внимание к деятельности Секретариата в области аварийной готовности и реагирования (АГР). Принципиально важно, чтобы такая работа строилась на основе профильных конвенций, без расширительного толкования данного ими мандата и без попыток придать приоритетный характер не прописанным в конвенциях добровольным механизмам. Напоминаем в этой связи Секретариату и всем странам-членам об идее выработки четкого «круга ведения» для Центра по инцидентам и аварийным ситуациям. В целом полагаем, что в области АГР стоит концентрироваться на работе со странами-членами, а не со СМИ и общественностью.

Приветствуем, что Секретариат начал уделять больше внимания управлению старением установок ядерного топливного цикла и обеспечению безопасности их долгосрочной эксплуатации.

Уважаемая госпожа Председатель,

Вынуждены обратить внимание на один деликатный момент в обсуждении представленного Секретариатом доклада. Совету предлагается одобрить пересмотренный процесс обмена информацией об осуществлении Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников, который представлен в приложении к документу. Такой подход вызывает у нас вопросы. На наш взгляд, некорректно включать в объемный, но

 

рутинный доклад, который представляется Совету для принятия к сведению, предложение об одобрении (endorsement) нового важного решения. Мы в принципе не убеждены в том, что Совет должен утверждать предлагаемый добровольный процесс, который разрабатывавшие его эксперты просили представить директивным органам МАГАТЭ для информации. В любом случае, полагаем, что такие решения не должны приниматься в спешке. Пересмотренный документ не обсуждался на консультациях на уровне венских постпредств государств-членов. Положения о его рассмотрении не вносились в резолюции директивных органов, он даже не имеет своего отдельного от доклада номера. При этом нельзя забывать, что Кодекс носит сугубо добровольный характер, не предусматривает обязательной отчетности и предоставления национальных докладов, а также подготовки Секретариатом рекомендаций.

Мы полагаем, что представленный процесс нуждается в обсуждении и еще по одной причине. Реализация предлагаемых мер, которые весьма напоминают процедуры обзора в рамках Конвенции о ядерной безопасности, потребует довольно затратного комплекса мероприятий по подготовке национальных докладов. Если в рамках Конвенции мы отчитываемся о десятках реакторов, то в случае с Кодексом речь пойдет о десятках тысяч радиоактивных источников.

Просим Секретариат представить Совету новый процесс информобмена по Кодексу отдельно от доклада и дать государствам-членам достаточно времени для его обсуждения. На этом же заседании наша делегация готова принять к сведению представленные соображения по организации процесса и подтвердить готовность принять участие в его обсуждении в дальнейшем.

Благодарю Вас, госпожа Председатель.